Выполняя какое-либо физическое упражнение, человек решает определенную двигательную задачу: толкнуть штангу данного веса, преодолеть в прыжке определенную высоту, толкнуть ядро как можно дальше. Во многих случаях одна и та же задача может быть решена несколькими способами. Например, удар по футбольному мячу можно выполнить внешней или внутренней частью стопы, носком или подъемом. Таким образом, речь идет о технике движения.
Техника физического упражнения – это способ решения двигательной задачи.
В основе каждого способа выполнения физического упражнения лежит совокупность взаимосвязанных движений. Эти движения, объединенные между собой общей смысловой (целевой) направленностью физического упражнения, называют операциями.
Стандартная техника – это научно обоснованный, наиболее рациональный способ решения двигательной задачи .
Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений, основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники – это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений.
Например, в прыжках в высоту способом «перешагивание» основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание с одновременным выносом маховой ноги, переход через планку, приземление.
Основное (ведущее) звено техники – это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Выполнение ведущего звена техники в движениях обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники – это второстепенные особенности движения, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется, что обусловлено:
Возрастающими требованиями к уровню физической подготовленности;
Поиском более совершенных способов выполнения движений;
Повышением роли науки в физическом воспитании и спорте;
Совершенствованием методики обучения;
Появлением нового спортивного инвентаря, оборудования (например,
синтетические покрытия беговых дорожек, фиберглассовый шест - в прыжках с шестом) и другими факторами.
Педагогические критерии эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются; признаки, на основании которых учитель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия с объективно необходимым. В педагогической практике используется несколько критериев (Ашмарин Б.А. 1990). Каждый из них обладает своими преимуществами и недостатками.
1-й критерий - результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат). Применяется чаще всего. Принято считать, что улучшение техники прямо сказывается на повышении результативности физического упражнения в целом. Однако в действительности результативность упражнения зависит от многих причин, и установить среди них значимость технической подготовленности бывает очень трудно.
2-й критерий - параметры стандартной техники. Сущность его состоит в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами стандартной техники. Но для этого предварительно следует определить, насколько стандартная техника отражает типологические особенности обучающихся. При сравнении наблюдаемого двигательного действия со стандартной техникой учитель не в состоянии одновременно оценить эффективность всех элементов техники. Поэтому необходимо обращать внимание прежде всего на те параметры техники, которые являются определяющими.
3-й критерий - разница между реальным результатом и возможным. Для использования критерия необходимо:
1) определить наилучший результат, который показывает ученик в изучаемом двигательном действии;
2) знать, от уровня развития каких двигательных способностей зависит прежде всего результативность в данном действии;
3) путем тестирования выявить у школьника уровень развития именно этих способностей;
5) определить разницу между реальным результатом ученика (пункт 1) и возможным (пункт 4).
Если реальный результат окажется выше возможного, значит техника исполнения полностью реализует потенциал физических способностей ученика, если ниже - не реализует. В первом случае необходимо подтягивать двигательные способности, во втором - улучшать технику. Самое сложное в использовании этого критерия заключается в определении возможного результата при данных физических способностях. Осуществляется это с помощью уравнений регрессии (Методика соответствующих расчетов раскрывается в курсе «Спортивная метрология»).
Фазы физического упражнения . В физическом упражнении выделяют три фазы: подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия. Например, в прыжках с разбега подготовительной фазой является разбег, в прыжках с места - сгибание ног и замах рук перед отталкиванием.
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия. Например, в прыжках с места - отталкивание и полет.
Заключительная фаза завершает действие, образно говоря, позволяет выйти из рабочего состояния. Например, в прыжках этой фазой будет приземление, в беге - пробежка по инерции после финиша. Эффективность заключительной фазы иногда зависит от правильности исполнения движений в основной фазе (например, приземление при прыжке в длину - от полета), а результативность физического упражнения в целом - от правильности исполнения заключительной фазы (например, приземления после соскока с гимнастического снаряда).
Основная фаза осуществляется с помощью движений, составляющих основу техники, а две остальные фазы - с помощью движений, составляющих детали техники.
Биомеханические характеристики движений. Различают пространственные, временные, пространственно-временные и динамические характеристики движений.
Пространственные характеристики. К ним относятся положение тела и его частей (исходное, промежуточное и конечное положение в процессе выполнения движения), траектория движения (форма, направление, амплитуда).
От исходного положения во многом зависит эффективность последующих действий. Так, например, сгибание ног и замах рук перед отталкиванием в прыжках с места во многом определяют эффективность последующих действий (отталкивание и полет) и конечный результат.
Промежуточные положения (поза в процессе выполнения упражнения). Эффективность многих физических упражнений зависит не только от исходного положения, предшествующего началу движений, но и от сохранения наиболее выгодной позы тела или каких-либо его частей в процессе выполнения самого движения. Например, удержание неподвижной позы тела при стрельбе стоя в биатлоне является одной из наиболее важных характеристик техники, влияющих непосредственно на результативность стрельбы. Низкая посадка конькобежца, горнолыжника, горизонтальное положение пловца уменьшает сопротивление внешней среды и тем самым влечет за собой повышение скорости передвижения.
Конечные положения в отдельных физических упражнениях также играют важную роль. К примеру, приземление после соскока со снаряда в гимнастике или в прыжках на лыжах с трамплина. Правильное положение тела в них позволяет сохранить устойчивость при приземлении и избежать получения травмы. Есть виды двигательных действий, в которых конечное положение тела не влияет на результат. Скажем, поза игрока после передачи мяча в футболе.
Траектория движения – это путь, совершаемый той или иной частью (точкой) тела в пространстве. Траектория движения характеризуется формой, направлением и амплитудой.
Форма траектории может быть прямолинейной и криволинейной.
Прямолинейные движения в практике встречаются крайне редко. Объясняется это тем, что движения в отдельных суставах (рук, ног и др.) имеют вращательный характер. Поэтому криволинейные траектории движений наиболее естественны для человека. По форме траектории можно судить об эффективности техники физического упражнения.
Направление движения - это изменение положения тела и его частей в пространстве, относительно какой-либо плоскости (фронтальной, сагиттальной, горизонтальной) или какого-либо внешнего ориентира (собственного тела занимающихся, партнера, спортивного снаряда и др.). Различают направления: основные (вверх-вниз, вперед-назад, направо-налево) и промежуточные (вперед-кверху, вперед-книзу и т.п.).
Данными направлениями пользуются для характеристики как поступательных, так и вращательных движений. Направление движений играет важную роль для обеспечения высокой точности выполняемых действий, экономии сил, выигрыша времени, включения в работу (или выключение из нее) необходимых групп мышц, создания более благоприятных или неблагоприятных условий в деятельности органов дыхания и кровообращения.
Даже небольшие отклонения в направлении движений, например у фехтовальщиков, боксеров, баскетболистов ведут к тому, что они не достигают конечной цели в своих действиях.
Амплитуда движения - это величина пути перемещения отдельных частей тела относительно друг друга или оси спортивного снаряда. Амплитуда движений измеряется в угловых градусах, либо в линейных мерах. Часто ее определяют относительно положения других частей тела или относительно каких-либо внешних ориентиров.
Амплитуда движений отдельных звеньев человеческого тела зависит от строения суставов и эластичности связочного аппарата и мышц. Величина амплитуды оказывает влияние на полноту сокращения или растягивания мышц, скорость перемещения тела, точность движения и т.д. Так, в толкании ядра удлинение пути силы воздействия на снаряд приводит к возрастанию скорости движения снаряда. Поэтому метателю рекомендуется выполнять свои движения по возможности с максимальной амплитудой.
Временные характеристики. К ним относятся длительность движений и темп.
Длительность движения - это время, затраченное на его выполнение. В технике физических упражнений большое значение имеет длительность отдельных частей, фаз, циклов, элементов движений или движений отдельных частей тела. От длительности зависят практические достижения во многих двигательных действиях. Длительность упражнения в целом определяет величину его воздействия (нагрузку).
Темп движения - это частота относительно равномерного повторения каких-либо движений, например, шагов в беге, гребков в гребле, и т.п.
Темп определяется количеством повторных движений в единицу времени, обычно в одну минуту. Так, темп 120 в ходьбе равен 120 шагам в минуту. От него зависит скорость перемещения тела в циклических упражнениях (ходьба, бег, плавание и т.п.). Величина нагрузки в упражнении также находится в прямой зависимости от темпа.
Нахождение оптимального темпа - одна из главных задач при овладении техникой циклических упражнений. Оптимальный темп движений для каждого занимающегося в конкретном циклическом упражнении определяется путем многократного преодоления отрезков дистанции с различной частотой движения.
Пространственно-временные характеристики - это скорость и ускорение . Они определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве. От скорости движений зависят их частота (темп), величина нагрузки в процессе выполнения упражнения, результат многих двигательных действий (ходьбы, бега, прыжков, метаний и др.).
Скорость движения – это отношение длины пути, пройденного телом (или какой-то частью тела) к затраченному на этот путь времени
Если скорость движения постоянна, то такое движение называют равномерным, а если она изменяется - неравномерным. Изменение скорости в единицу времени называют ускорением . Оно может быть положительным, имеющим одинаковое направление со скоростью - скорость возрастает, и отрицательным, имеющим направление, противоположное направлению скорости - скорость убывает.
Понятие скорости движений не следует отождествлять с понятием скорости передвижения.
Скорость передвижения зависит не только от скорости соответствующих движений, но и от других факторов. Например, в беге - от длины и частоты шагов, сопротивлений воздуха и т.п. Скорость движений играет очень существенную роль в обеспечении эффективности выполняемых двигательных действий. Так, именно от скорости движений метателя, особенно к моменту вылета снаряда, зависит дальность броска.
Динамические характеристики. Они отражают взаимодействие внутренних и внешних сил в процессе движений. Внутренними силами являются:
Активные силы опорно-двигательного аппарата – силы тяги мышц;
Пассивные силы опорно-двигательного аппарата – эластичные силы мышц, вязкость мышц и пр.;
Реактивные силы – отраженные силы, возникающие при взаимодействии звеньев тела в процессе движения.
Внутренние силы, в частности сила мышечной тяги, обеспечивает сохранение и направление изменения взаимного расположения звеньев человеческого тела. Посредством мышечных тяг человек управляет движениями, используя внешние и внутренние силы. Внутренние силы не могут перемещать тело в пространстве без взаимодействия с внешними силами.
Внешние силы складываются из:
Силы тяжести собственного тела;
Силы реакции опоры;
Силы трения и сопротивления внешней среды (воды, воздуха, снега), внешнего отягощения, инерционных сил перемещаемых человеком тел.
Ритмическая характеристика определяется как соразмерность во времени сильных, акцентированных движений, связанных с активными мышечными усилиями и напряжениями, и слабых, относительно пассивных движений.
Ритм является комплексной характеристикой, отражающей определенное соотношение между отдельными частями, периодами, фазами, элементами какого-либо физического упражнения по усилиям, во времени и пространстве.
Ритм движений присущ как повторяющимся (циклическим), так и однократным (ациклическим) двигательным действиям. Ритм обычно определяют путем измерения соотношения длительности каких-либо фаз, которые характерны для данного физического упражнения.
Ритм объединяет все элементы техники в единое целое, является важнейшим интегральным признаком техники двигательного действия.
Техника – это искусность, мастерство.
Спортивная техника - есть совокупность специальных движений с помощью которых решается двигательная задача. Спортивная техника имеет две особенности:
1. Рациональность системы движений обеспечивающая максимальную эффективность двигательного действия;
2. Экономичность движений – что исключает лишние затраты усилий.
Техника физического упражнения это наиболее рациональный способ выполнения двигательного действия (под рациональностью понимается эффективно, экономично, целесообразно). Одно и тоже действие можно выполнять различными способами но только рациональные способы выполнения называют техникой.
Если двигательная задача сложна и ее выполнение состоит из некоторого числа более мелких двигательных задач, то и способ ее решения имеет сложную структуру, включает соответствующее число операций, каждая из которых становиться объектом освоения в процессе овладения техникой данного технического приема.
Т.о. спортивная техника обладает определенным составом – частями движений и определенной структурой – последовательность выполнения этих частей.
Определение операционального состава физического упражнения является одним из важных условий освоения его техники. Двигательные действия состоят из отдельных движений. При этом не все движения в нем являются одинаково важными. В связи с этим различают основу техники движений , основное (ведущее) звено и детали техники.
Основа техники - это совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательной задачи движений, это те движения, которые отражают отличительные признаки данного двигательного действия, при выпадении одного из элементов двигательная задача не решается (в прыжках в высоту основой техники будут являться постепенно ускоряющийся разбег с определенным ритмом беговых шагов, отталкивание, переход через планку, приземление). т.е основа техники -это основной механизм техники, это обязательное соотношение главных фаз движения.
Внутри основы выделяют основное (ведущее) звено основного механизма, ту решающую часть, где акцентировано движение, это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи. (для метаний финальное усилие). Выполнение ведущего звена техники обычно происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Таким образом, для освоения любого физического упражнения необходимо правильно освоить основу техники, это обязательно для всех!!!
Детали техники - это второстепенные особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не нарушающие его основного механизма (основы техники).
Детали техники могут быть различными у разных занимающихся и зависят от их индивидуальных особенностей.
Правильное использование индивидуальных особенностей каждого занимающегося характеризует его индивидуальную технику. Разучивание любого действия начинается с изучения его основы, где большое внимание уделяется основному (ведущему) звену техники, а потом уже ее деталям. Техника физических упражнений постоянно совершенствуется и обновляется. У спортсменов высокого класса техника обладает высокой устойчивостью, и вместе с тем гибкой приспособляемостью к переменным факторам
В выполнении технического приема выделяют определенные фазы движений следующие во времени друг за другом: подготовительную, основную, и заключительную
В подготовительной части создаются наиболее выгонные условия для выполнения движений в главной основной фазе
В основной части движения направлены
заключительную
Для того, чтобы спортивная техника работала эффективно при ее становлении необходимо соблюдать три правила техники:
3. Правило коридора движения – коридор движений в котором идет рациональная техника: оптимальное направление действия сил для оптимально решения двигательной задачи (метания под углом от 40 – 50 град).
4. Предварительно растянутая мышца работает сильнее и быстрее – для эффективного выполнения технического приема необходимо применять большую силу на большем пути- т.е. необходимо увеличить путь силы (если выстрелить в дверь она не откроется, если же долго с небольшой силой давить на дверь она откроется.).
5. Правило непрерывности развития движения - слитность движения – ещё одни мышцы не сработали, начинают работать другие (обгон снаряда).
Для оценки спортивного мастерства пользуются следующими критериями: Основной критерий – Спортивный результат
1) ОБЪЁМ ТЕХНИКИ – это количество приемов которое может выполнить спортсмен в данный момент. Объём техники обусловлен уровнем развития физических качеств (может не может, правильно – неправильно здесь в основе лежит величина качества)
2) РАЗНОСТОРОННОСТЬ ТЕХНИКИ – насколько спортсмен способен разнообразно выполнить данное действие. Это обусловлено разносторонностью развития физических качеств и их взаимозаменяемостью.
3) РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ обуславливается ее эффективностью, стабильностью, вариативностью, экономичностью, минимальной тактической информированностью для соперника.
4) ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как соответствие ее решаемым задачам и высоким конечным результатам. Эффективность техники спортсмена определяется качеством владения ею, и близость ее к наиболее рациональному варианту.
5) СТАБИЛЬНОСТЬ ТЕХНИКИ связана с помехоустойчивостью и независимостью ее от условий и функционального состояния спортсмена. К сбивающим факторам относятся: активное противодействие соперников, прогрессирующее утомление, непривычная манера судейства, непривычное место соревнований, оборудование, недоброжелательное поведение болельщиков и др. Способность спортсмена к эффективному выполнению приемов и действий в сложных условиях является основным показателем стабильности и во многом определяет уровень технической подготовленности в целом.
6) ВАРИАТИВНОСТЬ ТЕХНИКИ определяется как способность спортсмена к оперативной коррекции двигательных действий в зависимости от условий соревновательной борьбы. Особое значение вариативность техники имеет в видах спорта с постоянно меняющимися ситуациями, острым лимитом времени для выполнения двигательных действий, активным противодействием соперников и т.п.
7) ЭКОНОМИЧНОСТЬ ТЕХНИКИ характеризуется рациональным использованием энергии при выполнении приемов и действий, целесообразным использованием времени и пространства. При прочих равных условиях лучшим является тот вариант двигательных действий, который сопровождается минимальными энергозатратами, наименьшим напряжением психических возможностей спортсмена. Важным показателем экономичности является способность спортсменов к выполнению эффективных действий при их небольшой амплитуде и минимальном времени, необходимом для выполнения.
К средствам технической подготовки относят:
6. Общеподготовительные упражнения:
а) развивающие – направленные на развитие специальных качеств, способствующих овладению техникой игры;
б) имитационные упражнения;
в) подводящие упражнения.
7. Специально подготовленные упражнения : соревновательные упражнения, выполняемые в вариативных условиях.
8. Тренировочные формы соревновательных упражнений – выполнение технических приемов в тактических действиях и комбинациях.
Методы технической подготовки к ним относятся: словесные, наглядные, практические (методы обучения по частям и в целом), кроме этого методы прочувствования, ориентирования, лидирования, суточной информации, варьирования и т.д.
1) Методы слова – обеспечивают формирование образа действий с помощью пояснений, указаний, объяснений, оценки, самопроговаривания, выяснения деталей, ошибок и т.д.
2) Наглядные методы – создают зрительный образ приема, образ должен быть ярким, образцовым, легко воспринимаемым, используют показ упражнений, пособий, макетов, видеофильмов и т.д. Очень важен у детей, т.к. вторая сигнальная система развита еще недостаточно.
3) Методы обучения – целостного разучивания, разучивания по частям и комплексного или смешанного разучивания.
4) Метод прочувствования или принудительного проведения по движению с помощью тренировок, устройств, условий или преподавателя, партнера: а) пояс тягами для защитника; б) метание груза по проволоки, закрепленной на разной высоте; в) манжеты, жгуты и т.д. Этот метод используется для исправлений ошибок.
5) Метод ориентирования – введение различных ориентиров: стоек, натянутых шнуров, блокирующего защитника (по его перемещениям производят передачу и т.д.).
6) Метод лидирования – лидер: мяч, партнер, тренажер (догнать, перегнать, остановить, отобрать, батуты, дающие различные отскок).
7) Метод срочной информации – с помощью аппаратуры спортсмена информирует о качественном и количественном показателях выполнении упражнения.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОМУ ПРИЕМУ
Так как в спортивных играх и единоборствах конечной целью обучения является формирование гибкого вариативного навыка, то обучение условно делят на 4 этапа. Этап – это условное деление педагогического процесса, отражающее педагогические закономерности. Этапы обучения соответствуют физиологическим закономерностям (стадиям) формирования двигательного навыка.
При разучивании технического приема соблюдается следующая последовательность этапов:
I этап – Ознакомление с техническим приемом;
II этап – Разучивание технического приема в упрощенных условиях;
III этап – Совершенствование приема в условиях близких к игровым;
IV этап – Совершенствование технического приема в игре.
I этап – Ознакомление с техническим приемом: Здесь необходимо создать четкое представление о техническом приеме с помощью рассказа, показ, объяснение. Оно должно быть яркое, четкое, легко воспринимаемое. Создавая представление о приёме необходимо акцентировать внимание на его основе. В результате ученик должен:
1) создать, осмыслить учебную задачу;
2) иметь представление о правилах и способах ее решения, т.е. составить проект ее решения;
3) начать выполнять прием в целом или его часть. На этом этапе ошибки необходимо исправлять сразу. Здесь используются следующие практические методы целостного обучения, и по частям или комплексный метод – при изучении сложных технических приемов, методы слова и наглядные методы.
II этап – Разучивание приема в упрощенных условиях – Здесь осваивается правильная структура движения в такой последовательности: овладеть правильным и.п., уточнить какие части тела участвуют в движении, каково их направление и согласованность, оптимальная амплитуда движения. Здесь нечто не должно мешать освоению поэтому создаются упрощенные условия вплоть до перехода двигательного умения I порядка в стабильный двигательный навык. Затем навык начинают обыгрывать варьируя условия выполнения, изменяя их, расстояния, направления, усилия, количество партнеров, скорость выполнения и т.д. Ошибки необходимо исправлять: сначала основные – ломающие структуру движения, а затем незначительные. Методы целостного разучивания, повторный.
Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых двигательная задача решается наиболее целесообразно с относительно большей эффективностью.
В физическом упражнении выделяют три фазы:
Подготовительная (создает наиболее благоприятные условия для выполнения главной задачи действия); - основная (движения, с помощью которых решается главная задача действия); - завершающая (завершает действие).
Эффект физических упражнений зависит от биомеханических характеристик отдельных движений:
Пространственные – положение тела и его частей (и.п., оперативная поза), направление, амплитуда, траектория;
Временные – длительность движений (величина воздействия – нагрузка) и темп (количество движений в единицу времени);
Пространственно-временные – скорость и ускорение (определяют характер перемещения тела и его частей в пространстве);
Динамические – взаимодействие внутренних (силы активного сокращения - тяги мышц, сила упругого сопротивления растягиванию мышц, реактивные силы) и внешних (реакции опоры, гравитационные, трения и сопротивления внешней среды и т.д.) сил в процессе движений.
Критерии эффективности техники – признаки, на основе которых оценивается мера соответствия наблюдаемого способа двигательного действия объективно необходимому:
1) результативность физического упражнения:
Эффективность – соответствие решаемым задачам и высоким конечным результатам, уровню физической, технической, психической подготовленности;
Стабильность – помехоустойчивость, независимость от внешних и внутренних условий;
Вариативность – коррекция двигательных действий от условий соревнований;
Экономичность – рациональная затрата усилий, времени, пространства;
Минимальная тактическая информативность для соперника.
2) параметры эталонной техники (сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники);
3) разница между реальным и возможным результатом.
-
Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали .
2) параметры эталонной техники (сопоставление параметров наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники ) -
Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали . Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых д. -
Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали . Техника физических упражнений – способ выполнения двигательного действия, с помощью которых д. Загрузка. -
Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали .
Специально-подготовительные упражнения - элементы -
Техника физических упражнений : общее понятие , основа техники , главное звено , детали .
Специально-подготовительные упражнения - элементы соревновательных действий, их связи и вариации, а... подробнее ». -
Урок физической культуры - основная форма занятий физическими упражнениями в школе.
1. Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе , так и в деталях техники .
3. Устранить мелкие ошибки в технике , особенно в ее основном звене . -
Цель - сформировать у ученика основы техники изучаемого движения и добиться его выполнения в общих чертах.
точкам (элементам действия) путем освоения подводящих упражнений или структурных
Как правило, обучение начинается с ведущего звена техники . -
Достаточно скачать шпаргалки по Физической культуре - и никакой экзамен вам не страшен!
1 - Уточнить действие во всех основных опорных точках, как в основе , так и в деталях техники .
3 - Устранить мелкие ошибки в технике , особенно в ее основном звене . -
- из-за необычности условий (особенности внешних физических условий, регламент деятельности, дефекты психологической
Основное условие положительного переноса навыка – наличие структурного сходства в главном звене техники двигательного действия. -
Основным методическим направлением в процессе физического воспитания является строгая регламентация упражнений .
Можно осваивать отдельные детали , элементы и фазы в общей структуре движения, акцентируя внимание на основных деталях техники .
Найдено похожих страниц:10
Техника -- способ выполнения движения для решения двигательной задачи (например, метание на дальность способом «из-за спины через плечо»).
Критерием оценки эффективности техники физических упражнений является внешняя форма (фигурное катание на коньках), количественный результат (прыжки, метание, бег и др.) или выполнение двигательной задачи (попадание в цель). В технике физических упражнений различают основу, определяющее звено, детали.
Основа техники -- это главные элементы упражнения, необходимые для решения двигательной задачи. Определяющее звено техники -- это наиболее важная и решающая часть основы техники данного движения (конечное усилие при броске в метании на дальность). Выполнение определяющего звена происходит в сравнительно короткий промежуток времени и требует больших мышечных усилий.
Детали техники -- это второстепенные особенности выполнения упражнения, которые могут изменяться, не нарушая основы техники (для сохранения равновесия после броска в метании поменять ноги перескоком или приставить одну ногу к другой). Детали техники зависят от индивидуальных морфологических и функциональных особенностей человека и условий, в которых упражнение выполняется. В ациклических движениях (метание, прыжки и др.) различают три фазы: подготовительную, основную (главную) и заключительную. Все фазы взаимосвязаны, протекают слитно и обусловливают друг друга, но каждая из них имеет особое назначение. Подготовительная фаза обеспечивает наиболее выгодные условия для выполнения основной фазы. Например, в метании на дальность движение руки и туловища при замахе (подготовительная фаза) совершается в противоположную сторону, чем при броске (в основной фазе). При этом растягиваются те мышцы, которые в основной фазе должны быстро и сильно сократиться. Удлинение пути движения руки обеспечивает дальность полета мяча. Основная фаза направлена на решение главной двигательной задачи (в метании выбросить предмет). В этой фазе важно рационально использовать движущие силы в соответствующем месте, направлении и в необходимый момент. Основная фаза составляет сущность способа выполнения упражнения. Задача заключительной фазы -- затормозить движение и сохранить равновесие (не переступить через линию после броска в метании на дальность).
В упражнении выделяют также элементы. Например, в метании в цель -- исходное положение, прицеливание, замах, бросок, сохранение равновесия. Пространственная характеристика включает исходное положение, положение тела и его частей во время выполнения упражнения, траекторию.
Исходное положение -- расположение частей тела перед началом упражнения. Оно выражает готовность к действию, создает наиболее выгодные условия для правильного выполнения упражнений и обеспечения результативности последующих движений (отставление ноги назад при метании на дальность позволяет правильно выполнить замах, в результате этого увеличивается дальность броска). Изменением исходного положения тела и его частей можно усложнить упражнение, усилить нагрузку на мышцы и оказать положительное влияние на организм (повороты вправо и влево, сидя на скамейке, усиливают работу мышц живота). Относительно неподвижное положение тела или его частей в процессе выполнения физических упражнений достигается за счет статического напряжения мышц. От сохранения нужного положения тела и его частей зависит эффективность выполняемых физических упражнений. Так, низкая стойка конькобежца, лыжника, посадка велосипедиста уменьшают сопротивление воздуха и тем самым способствуют увеличению скорости передвижения.
В технике некоторых упражнений имеет значение определенное положение головы (при ходьбе по скамейке, бревну для сохранения равновесия необходимо голову держать прямо). К положению тела и его отдельных частей в фигурном катании, в художественной, спортивной гимнастике предъявляются специальные эстетические требования -- оттянутые носки, прогнутое туловище и другое.
Путь движущейся части тела или предмета называют траекторией. В траекторий выделяют форму, направление н амплитуду движения. По форме траектории движения бывают прямолинейные и криволинейные. При ударе по подвешенному мячу используют прямолинейное движение. При всех переменах направления происходит криволинейное (петлеобразное) движение (метание в цель). Общий путь криволинейного движения по сравнению с прямолинейным более длинен. Сложность формы траектории зависит от движущейся массы тела: чем она больше, тем форма проще. Например, движения руки разнообразнее, чем ноги.
От направления, которое придается движущемуся телу (или его части) или предмету, зависят успешность выполнения двигательной задачи (попадание в цель) и эффективность воздействия физических упражнений на развитие отдельных мышц. Направление движения определяется по отношению к собственному туловищу (руки вперед) или к внешним ориентирам (метание через веревку). Основными направлениями движений принято считать вверх-вниз, вперед-назад, вправо-влево. Направление сгибательных движений определяется по плоскости тела. Применяются термины «вперед» , «назад» -- для движений в боковой (передне-задней) плоскости (наклон туловища вперед-назад); «вправо», «влево» -- для движений в лицевой плоскости (наклон в сторону); «направо», «налево» -- для вращательных движений в горизонтальной плоскости (поворот направо, налево). Применяют также промежуточные направления (например, вполоборота направо и др.). Ведущую роль в контроле за направлением движения играет зрение. В связи с этим при быстрых и сильных изменениях направления движение головы несколько опережает движение остальных частей тела.
Амплитуда движения -- это величина нута перемещения частей тела. Она может определяться условными обозначениями (полуприседание), а также с помощью внешних ориентиров (при наклонах дотронуться до пола) и ориентирами на собственном теле (при наклонах хлопнуть по коленям), угловыми величинами (градусами), линейными мерами (длина шага). Амплитуда движений зависит от строения костей и суставов, эластичности связок и мышц. Различают активную подвижность сочленений, достигаемую произвольным сокращением мышц, и пассивную, вызванную действием внешних сил (партнер). Величина пассивной подвижности больше активной. В жизни максимальная физиологически возможная амплитуда движений обычно не используется. Для достижения максимальной амплитуды требуется добавочная затрата мышечных усилий, направленных на предельное растяжение мышц-антагонистов и связочного аппарата. Если чрезмерно увеличить амплитуду, довести движение до крайних границ, то можно повредить мышцы и связки. Кроме того, после выполнения движения с большой амплитудой трудно плавно изменить его направление. Полный объем подвижности в суставах используют тогда, когда требуется предварительно растянуть те мышцы, которые в дальнейшем должны быстро и сильно сократиться, а также для растягивания укороченных мышц, увеличения гибкости, корригирования дефектов осанки, укрепления сводов стопы. Для обозначения движений с разной амплитудой применяют термины «размашистые», «мелкие». Размашистыми называют движения с большой, мелкими -- с малой амплитудой. Неточными называют движения, при которых направление или амплитуда движения не соответствует поставленной двигательной задаче. Скорость и ускорение являются пространственно-временными характеристиками движения тела.
Скорость движения определяется отношением величины (длины) пути, пройденного телом (или его частями), к затраченному на это времени. Если скорость постоянна во всех точках пути, то движение называют равномерным, если она изменяется, движение называют неравномерным.
Изменение скорости в единицу времени называется ускорением. Оно может быть положительным (с увеличением скорости) и отрицательным (с уменьшением скорости). В процессе выполнения движений могут изменяться и скорость, и ускорение. Если движения выполняются без резких изменений скорости (с малым ускорением), их называют плавными. Резкими называют движения, которые начинаются сразу с больших скоростей, движения неравномерно ускоренные и неравномерно замедленные или если движения мгновенно прекращаются. Движения с постоянной скоростью или постоянным ускорением встречаются редко. В хорошо выполненном физическом упражнении, как правило, не бывает внезапных, резких изменений скорости.
При выполнении движений различают скорость движения всего тела и отдельных его частей. Скорость передвижения всего тела зависит не только от скорости движения отдельных частей, но и от других факторов (сопротивление внешней среды и др.). Различают скорость оптимальную и максимальную. Чем скорость выше, тем выше результат. Однако для достижения наибольшего результата часто важна не максимальная, а оптимальная для каждого человека скорость движения. Скорость движения может быть свободной (при подъеме в гору) и вынужденной (при спуске с горы). В практике физического воспитания необходимо учить управлять скоростью движений: выдерживать заданную скорость (развивать «чувство скорости»), увеличивать или уменьшать ее (ходьба с ускорением или замедлением темпа). К временным характеристикам относятся длительность выполнения упражнения и его элементов, отдельных статических положений и темп движения. На выполнение различных упражнений (прыжки, метание) затрачивается разное время. Отдельные элементы техники выполняются с разной длительностью (замах при метании выполняется медленнее, чем бросок). Зная величину длительности упражнения, можно определять общий объем физической нагрузки, его отдельных элементов и регулировать его. Под темпом понимают частоту повторения циклов движений, или количество движений в единицу времени (темп ходьбы 120--140 шагов в минуту). Темп движения зависит от массы движущейся части тела.
Например, при движениях пальцев рук можно поддерживать более высокий темп (8--10 движений в секунду), чем при движении туловища (1--2 движения в секунду) . С изменением темпа нередко качественно изменяется вся структура движения. Так, при темпе 180--200 шагов в минуту ходьба переходит в бег. Изменение темпа движений приводит к усилению или уменьшению физической нагрузки. Движения могут выполняться и в индивидуальном темпе.
Ритм -- это чередование мышечного напряжения и расслабления. В освоенных движениях ритм приобретает устойчивый характер. Ритмические движения выполняются легко, поэтому долго не вызывают утомления.
На выполнение физических упражнений влияют многие факторы, в частности внутренние и внешние силы. К внутренним силам откосятся пассивные силы опорно-двигательного аппарата (эластичность, вязкость мышц и др.), активные силы двигательного аппарата (силы тяги мышц), реактивные силы (отраженные силы, возникающие при взаимодействии отдельных частей тела в процессе движения с ускорениями).
К внешним силам относятся силы, действующие на тело человека извне: сила тяжести собственного тела, сила реакции опоры, сила сопротивления внешней среды (воздуха, воды, песка, пола, грунта) и физических тел (предметы, партнеры в парных упражнениях), сила тяжести снаряда (набивной мяч, гантели), инерционные силы.
При правильном выполнении физических упражнений наблюдается наиболее рациональное соотношение всех взаимодействующих сил.
Техника физических упражнений - способ выполнения двигательных действий, с помощью которых двигательная задача решается с большей эффективностью.
Основа техники - совокупность относительно неизменных и достаточных для решения двигательных задач движений.
Основное звено техники - это наиболее важная и решающая часть в технике данного способа выполнения двигательной задачи.
Детали техники - это такие особенности движения, которые могут в известных пределах видоизменяться, не вызывая нарушений его основного механизма (основу техники).
В физическом упражнении выделяют три фазы : подготовительную, основную (ведущую) и заключительную (завершающую).
Подготовительная фаза предназначена для создания наиболее благоприятных условий выполнения главной задачи действия (например, стартовое положение бегуна на короткие дистанции, замах при метании диска и т.п.).
Основная фаза состоит из движений (или движения), с помощью которых решается главная задача действия (например, стартовый разгон и бег на дистанции, выполнение поворота и финального усилия в метании диска и т.п.).
Заключительная фаза завершает действие (например, пробежка по инерции после финиша, движения для сохранения равновесия и погашения инерции тела после выпуска снаряда в метаниях и т.п.) .
Критерии оценки эффективности техники. Под педагогическими критериями эффективности техники понимаются признаки, на основе которых преподаватель может определить (оценить) меру соответствия наблюдаемого им способа исполнения двигательного действия и объективно необходимого.
В практике физического воспитания используются следующие критерии оценки эффективности техники : 1) результативность физического упражнения (в том числе и спортивный результат); 2) параметры эталонной техники. Сущность его заключается в том, что сопоставляются параметры наблюдаемого действия с параметрами эталонной техники; 3) разница между реальным результатом и возможным.
Эффекты упражнений, нагрузка и отдых как компоненты упражнений .
Эффект физических упражнений (ближайший и следовой) определяется его содержанием. Содержание физических упражнений - это совокупность физиологических, психологических и биомеханических процессов, происходящих в организме человека при выполнении данного упражнения (физиологические сдвиги в организме, степень проявления физических качеств и т.п.).
Ближайший эффект – процессы, происходящиев организме непосредственно во время выполнения упражнения и изменения функционального состояния организма, возникающие к концу упражнения, в результате его выполнения.
Следовой эффект упражнения - отражение воздействия упражнения, остающегося после его выполнения и меняющееся в зависимости от динамики восстановительных процессов.
Кумулятивный эффект системы упражнений выражается в адаптации (приспособление), тренированности, повышении физической подготовленности.
При этом в зависимости от интервалов времени, проходящего до очередного занятия, выделяют следующие фазы изменения эффекта упражнений: фазу относительной нормализации, суперкомпенсаторную и редукционную фазы.
В фазе относительной нормализации следовой эффект упражнения характеризуется развертыванием восстановительных процессов, приводящих к восстановлению оперативной работоспособности до исходного уровня.
В суперкомпенсаторной фазе следовой эффект упражнения выражается не только в возмещении рабочих трат, но и в компенсации их «с избытком», превышении уровня оперативной работоспособности над исходным уровнем.
В редукционной фазе следовой эффект упражнения теряется, если время между занятиями слишком продолжительно. Чтобы этого не произошло, необходимо проводить последующие занятия или в фазе относительной нормализации , или в суперкомпенсаторной фазе. В таких случаях эффект предыдущих занятий будет «наслаиваться» на эффект последующих. В результате возникает качественно новый эффект системного использования упражнений - кумулятивно-хронический эффект .
- это определенная величина воздействия физических упражнений на организм занимающихся, а также степень преодолеваемых при этом объективных и субъективных трудностей. бывает: 1) стандартной - одинаковой по своим внешним параметрам (скорости, темпу движений и др.); 2)переменной (вариативной) - изменяющейся в ходе выполнения упражнения.Непрерывным варьированием применяемых нагрузок создаются условия, при которых уменьшается возможность появления переутомления, активизируются восстановительные процессы в организме, усиливаются адаптационные перестройки функций и структур, лежащие в основе развития соответствующих способностей.
характер, когда при выполнении упражнения отсутствуют паузы отдыха, либо прерывный , когда между повторениями одного и того же упражнения или разными упражнениями имеются интервалы отдыха, обеспечивающие восстановление уровня работоспособности человека, снизившегося в результате работы.В зависимости от того, в какой фазе восстановления работоспособности осуществляется очередное выполнение упражнения, различаюттипы интервалов отдыха: 1) субкомпенсационные (неполные); 2)компенсационные (полные); 3) суперкомпенсационные (экстремальные); 4)постсуперкомпенсационные .
При субкомпенсационном (неполном ) типе интервала отдыха очередное выполнение упражнения приходится на период более или менее значительного недовосстановления работоспособности.
Компенсационный (полный) ординарный тип интервала отдыха обеспечивает восстановление работоспособности до исходного уровня. У занимающихся, появляется чувство готовности к работе. Подобные паузы отдыха, применяются при развитии мышечной силы, быстроты и ловкости. Они дают возможность поддерживать высокую скорость бега, точность передач и силу удара по мячу в футболе, заданный темп в гребле и т.д.
Суперкомпенсационный (экстремальный) тип интервала отдыха - это такой, при котором очередное выполнение упражнения совпадает с фазой повышения работоспособности. В этом случае у занимающихся наиболее полно выражено чувство субъективной готовности к выполнению следующего задания. Выполнение работы в фазе повышенной работоспособности содействует развитию в основном тех же качеств, что и при полных интервалах отдыха. У разных лиц в зависимости от их физической подготовленности и характера упражнений оптимальное время отдыха колеблется в довольно больших пределах (от 3 до 10 мин).
Постсуперкомпенсационный (длинный) тип интервала отдыха, при котором очередная работа выполняется в тот момент, когда следы предыдущего выполнения задания почти утрачены. Эффект, достигнутый с помощью того или иного интервала непостоянен. Он изменяется в зависимости от суммарной нагрузки, которую задают при использовании определенного метода.
По своему характеру отдых может быть: 1) пассивным (относительный покой, отсутствие активной двигательной деятельности); 2) активным (переключение на какую-либо деятельность, отличную от той, которая вызвала утомление (например, в беге - спокойная ходьба, в плавании - неторопливые движения в воде и т.п.).
Смешанный (комбинированный) отдых - это сочетания активного и пассивного отдыха.
Бои кормье. Даниэль кормье. Титулы и награды
Основы йоги Особенность учения йогов
Ольга зайцева родила сына
Белье для похудения с эффектом сауны – пожалуй, лучший способ сбросить вес
Задания-картинки для развития внимания ребенка Упражнения направленные на развитие внимания