Виды тактики в лыжных гонках. Как устроен мир лыжных гонок. Гид по дисциплинам, соревнованиям и тактике. Александр Попов – Чемпион Олимпийских игр в …

  • 09.08.2024

После приобретения всего необходимого для лыжного спорта, тренировок по катанию, начинающий спортсмен должен узнать теорию борьбы за первенство на лыжне. Рассмотрим приёмы соперничества на лыжне.Повезло лыжникам, у которых по жеребьевке последние номера. Есть возможность контролировать соперников. Тактика в этом случае заключается в том, чтобы в первой части дистанции равняться на лидера соревнований, не допуская разрыва более 15-20 сек, но, не обгоняя его, сэкономить силы для энергичного финиша.

Стартующим первыми,предпочтительны следующие методы:

а) идти по своим силам, сохраняя скорость

б) сохранять позицию со старта, а затем удерживать достигнутый разрыв на второй половине дистанции. Первый, упомянутый - тактика на лучший результат, второй - тактика отрыва (сильного начала). Все указанные методы с успехом применяются известными лыжниками. В соревнованиях на короткие дистанции применима в основном тактика на лучший результат.

В непосредственной близости с соперниками тактика более разниться.

1. - оторваться от противника, или попасть в группу лидеров. В парном старте это выгодно, когда противник слабее или начинает гонку относительно медленно, или, когда вскоре после старта будет спуск, где почти всегда выгоднее идти первым. При общем старте надо делать сильный бросок в том случае, если спортсмен занимает место в центре стартующих. Тогда необходимо как можно быстрее вырваться вперед, чтобы не попасть в «кучу», где происходит активная борьба между всеми участниками за лучшее место на лыжне.

2. - отпустить часть лыжников вперед, или сильного лидера разумно пропустить вперед, ведь легче идти следом за ним.

К приемам второй группы относятся те случаи, когда противник находится впереди, например, используется в качестве лидера. Нагнав, бегущего впереди, спортсмена или, пропустив вперед пристроившегося сзади участника, стремиться -не отпустить его, а держаться за ним возможно ближе. Лидер, чувствуя за собой противника, может попытаться уйти, прибавив скорость. В таком случае надо не отставать, ведь противнику тоже трудно идти, он долго не выдержит высокого темпа. Если же противник сделает бросок неожиданно или настолько сильно, что спортсмену невыгодно его принять, нужно усилить ход и снова приблизиться к лидеру.

Идти за противником целесообразно только тогда, когда, он примерно равен по силе, и особенно если противник идет быстро, но с напряжением. Потом его легче обойти. Заслуживает также внимания прием постепенного «поджимания» противника. Цель его - заставить противника нарушить привычный темп и ритм движения. Каждый лыжник должен найти для себя наиболее соответствующие его физическому развитию соотношения частоты и длины шагов. Нужно стремиться сохранять это соотношение возможно более постоянным как на равнине, так и во время преодоления подъемов. Чем круче склон, тем больше силы, которые противодействуют движению лыжника поэтому чтобы не очень увеличивать величину усилий ног и рук при отталкивании, но существенно не снижать скорость, увеличивают частоту шагов, а длина шагов при этом уменьшается. Однако некоторое увеличение усилий при подъемах в горы все же неизбежно. Как же снизить их неблагоприятное влияние?

Во-первых, нужно повышать приспособляемость организма к резким изменениям интенсивности работы, включая в тренировку повторные ускорения с предельной и около предельной интенсивностью.

Во-вторых, важно уметь выравнивать нагрузки при движении по пересеченной местности. После подъемов должно следовать соответствующее снижение нагрузки, после чего ее снова можно повышать до средней величины. Лыжнику, не очень уверенному в своих силах, лучше вначале идти с интенсивностью несколько ниже средней. Когда новоиспеченный лыжник покупает экипировку, перед ним встает трудная задача выбора беговых лыж. Можно обратиться в магазин беговых лыж с широким ассортиментом беговых лыж, креплений, ботинок, палок, одежды, аксессуаров. Всё для лыжных прогулок, тренировок и гонок Вы можете найти у нас, где представлены бренды Fischer, Salomon, Atomic. Здесь предлагаются комплекты беговых лыж именитых производителей по заманчивым ценникам.

Комплект беговых лыж – подходящее решение для тех, у кого нет времени на розыск лыжных аксессуаров отдельно. Ведь они состоят из пластиковых или деревянных лыж, креплений и лыжных палок, отобранных по стилю, возрасту и способностям лыжника.

Рациональное распределение сил на дистанции - один из важнейших вопросов тактической подготовки лыжника - гонщика. В деле совершенствования тактического мастерства лыжников-гонщиков, мы проводилось исследование, в котором ставилась задача определить эффективность распределения сил участников соревнований в зависимости от их спортивной квалификации, рельефа местности и метеорологических условий.

В зависимости от подготовленности, индивидуальных особенностей, профиля трассы и внешних условий участники соревнований проходят дистанции следующими вариантами:

1. С относительно равномерной скоростью по всей дистанции.

2. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции и увеличением скорости в конце.

3. С относительно равномерной скоростью на большей части дистанции с замедлением в конце.

4. С быстрым началом, замедлением скорости на дистанции и ускорением в конце.

5. С быстрым прохождением первой половины дистанции и снижением скорости на второй.

6. С усилением на второй половине дистанции.

7. С постепенным убыванием скорости.

8. С увеличением скорости хода на отдельных участках дистанции (рывками).

Основываясь на результатах математической обработки «раскладки» сил лыжниками на разных по протяженности трассах, можно считать установленным, что из вышеприведенных вариантов гонщики большей частью предпочитают следующие: равномерное распределение сил на всей дистанции (колебание средней скорости не выше 2-3%), увеличение скорости хода на отдельных ее участках (рывками), относительно слабое начало и увеличение скорости на второй половине дистанции, сильное начало (на 8-9% вышесредней скорости) и относительно слабый финиш (на 5-6% ниже средней скорости). Однако последний вариант, как это утверждает В.Д. Шапошников, требует от лыжника большой тренированности и высокого развития качества быстроты.

Установлено, что в большинстве случаев лыжники и лыжницы, занявшие в соревнованиях первые десять мест, проходят дистанции (5, 10, 15 км) более равномерно, хотя небольшие колебания скорости (не выше 2-3% от средней интенсивности, или так называемая «оптимальная зона», по Г.П. Богданову и др.) встречаются даже у сильнейших лыжников. Спортсмены, занявшие места в последующих десятках, проходят дистанцию менее равномерно, т.е. начинают гонку сильно (на 5-10% выше средней скорости), а финишируют слабо. Причина такого неравномерного прохождения состоит в том, что лыжники неправильно оценивают свои силы. Поэтому в соревнованиях они выступают ниже своих возможностей.

Умение тактически правильно распределять свои силы на гоночных трассах особенно необходимо высококвалифицированным лыжникам-гонщикам, для которых победа или поражение в гонке зачастую решается одной - двумя выигранными или проигранными секундами.

Рациональные варианты распределения сил на дистанциях следует выбирать главным образом на контрольных тренировках. При этом в основном нужно апробировать следующие варианты: равномерное распределение сил на всей дистанции, или вариант с усилением хода на отдельных участках, или прохождение первой половины дистанции быстрее второй, и наоборот. Выбор же варианта должен обусловливаться степенью подготовленности лыжника, силами соперников, знанием внешних условий и профилем трассы.

Выбор и апробирование вариантов распределения сил следует производить на разном рельефе. Одно дело выбрать вариант распределения сил, когда трасса соревнования проложена по слабопересеченной местности, совсем другой - когда она проходит по сильнопересеченной. Кроме того, нестандартные внешние условия, различный состав участников в соревнованиях и т.п. невольно заставляют гонщика изменять установившийся вариант распределения сил и вдумчиво, творчески относиться к выбору его в той или иной гонке. Вот почему выбор рационального варианта распределения сил и успешная его реализация в процессе гонки - вопрос очень трудный.

Прохождение дистанции с учетом своей подготовленности, распределение силы так, чтобы добиться более высокого результата.

1. Если лыжник достаточно хорошо подготовлен и обладает высокими скоростными качествами, ему целесообразно первую половину дистанции проходить сильно (на 8-9% выше средней скорости). Смысл этого варианта в том, что, используя указанное качество, лыжник выигрывает на первой половине дистанции расстояние у соперников, обладающих значительной скоростной выносливостью и проходящих вторую полови ну трассы быстрее первой.

2. Если лыжник слабо подготовлен, дистанцию соревнования ему следует проходить относительно равномерно (с колебаниями скорости не выше 3-5% от средней скорости). При таком варианте распределения сил у него больше возможностей использовать все стороны своей подготовленности, чем при других вариантах, так как в этом случае он менее зависим от тактических приемов своих конкурентов.

3. В том случае, если гонщик хорошо подготовлен и обладает значительной скоростной выносливостью, гонку целесообразно начинать в оптимальном темпе (на3-5% выше средней скорости), а финишный отрезок пройти сильно (на 8-9% выше средней скорости). Этот вариант часто приносил победу прославленной лыжнице Г. Кулаковой.

Лыжнику следует помнить: умению распределять силы помогают многочасовой бег (с умеренной и равномерной интенсивностью), а также многокилометровые походы. При появлении же усталости (особенно во второй половине дистанции) гонщику необходимо сосредоточить внимание на рациональном использовании оставшихся сил с тем, чтобы сохранить интенсивность работы и поддержать скорость на дистанции.

Рассказывает Алексей Барышников – лидер команды ABST, тренер, в прошлом профессиональный спортсмен, призер российских и международных соревнований.

Смазка лыж.

На длительные тренировки и сам марафон рекомендую класть базовый и гоночный парафин чуть более холодный, чем погодные условия. Если температура воздуха ниже 10 градусов мороза, то, не задумываясь, кладем самый морозный парафин. Он более жесткий, следовательно, более износоустойчив и смазки хватит на бОльшую часть дистанции, чем если класть по погоде.

Тактика на лыжном марафоне. Самое интересное)

Как показала практика, у нас в стране со старта первые пару километров почти все участники бегут как-будто за олимпийскими медалями, несутся сломя голову. Потом народ успокаивается и продолжает в своем темпе – кто на что готов. При этом на старте все стараются встать, как можно ближе вперед. В Европе несколько иначе – там люди изначально встают по силам и спокойно начинают и продолжают гонку. Это надо учитывать при выборе места (геолокации) старта.

На старте, если вы бежите первый раз или у вас недостаточно опыта, лучше встать с краю, так риск попадания в завал становится меньше. Со старта первые несколько сот метров следует идти более короткими шагами, стараться не отбрасывать далеко назад палки, так как в пылу стартовой эйфории другие участники легко могут их сломать.

Бежать одному 50 километров очень тяжело, поэтому старайтесь найти человека или группу по силам и работать вместе, по очереди выходя вперед. Никто не любит «рюкзаков», кто сидит сзади и не выходит поработать вперед, поэтому старайтесь не уподобляться таким людям и честно отрабатывать свои смены. Это правило работает для тех, кто не борется за победу. В противном случае, можно схитрить и сделать вид, что вы еле держитесь в группе и поэтому выходить на смены вам тяжело и скорость группы будет падать. Но если вы так будете делать регулярно на каждом старте, то отношение к вам у других участников будет соответственным и никто «джентельменится» с вами не будет. Можно договориться с другими участниками и меняться каждые 3-4 минуты, так общая скорость вашей группы будет выше.

Чтобы на финише опередить конкурентов, наблюдайте за ними по ходу дистанции, как у них катят лыжи со спусков по сравнению с вашими, как они проходят равнинные и горные участки трассы, определите сильные и слабые стороны соперников и предпринимайте решающее ускорение в выгодном для вас месте. Но помните, другие участники также могут присматриваться к вам и использовать ваши слабые стороны против вас.

В совокупности, хорошая физическая подготовка, продуманная тактика, хорошо катящие лыжи и качественное питание на дистанции приведут вас к высоким результатам!

Мы продолжаем цикл зимних материалов про лыжи и лыжные гонки. Сегодня расскажем вам об устройстве этого интересного и близкого по духу нам, северным людям, мира. Как ни крути, лыжи это главная зимняя национальная забава и вид физической активности. И намекнуть, что лыжные гонки смотреть очень интересно, особенно зрелищны короткие дистанции и масстарты.

26 ноября в финской Руке стартует очередной профессиональный лыжный сезон, очередной розыгрыш Большого Хрустального Кубка Мира. Современные лыжные гонки имеют весьма большую зрительскую аудиторию, особенно в странах Скандинавии и бывшего СССР. Довольно популярны лыжные гонки в США, северной Италии, южной Франции и южной Германии, других странах центральной, восточной и северной Европы. Однако далеко не все понимают, что к чему в мире большого лыжного спорта. Многие смотрят лыжи и задаются одними и теми же вопросами: «А что это за старт?»; «А что он получит за победу?»; «Что это еще за Кубок Мира?» и так далее. В этой статье мы попробуем ответить на самые популярные вопросы о лыжных гонках и ввести читателей в курс дела.

Главные гонки сезона

Ежегодно в различных уголках земного шара проводятся тысячи и тысячи различных соревнований по лыжным гонкам, однако далеко не все попадают на телевизионные экраны. Определенный набор стартов с 1981 года объединили в Кубок Мира. Также в сезоне 16/17 нас ждет Чемпионат Мира, который проводится раз в два года. В 2017-м году мировое первенство по лыжным видам спорта пройдет в финском Лахти в конце февраля – начале марта. Довольно зрелищной и приковывающей внимание является серия Ski Classics, состоящая преимущественно из марафонских дистанций, проводящаяся на территории Европы. Наверняка многие слышали о легендарной Марчалонге и не менее легендарном Васалоппете – их вы также сможете увидеть в этом сезоне. В России тоже есть своя официальная марафонская серия – Russialoppet. Марафонский сезон стартует невской классикой в конце января, а завершится в конце апреля на Байкале. Помимо вышеперечисленного, проводятся различные континентальные кубки, международные соревнования и так далее, но их увидеть на экранах практически невозможно.

Есть ли правила в лыжных гонках?

Правила есть. Не только соревнования лыжников, но и все остальные соревнования с присутствием в них лыж курирует международная федерация лыжного спорта (FIS, далее ФИС). Не только беговые лыжи, но и горные, прыжки на лыжах с трамплина и северное двоеборие (прыжки на лыжах и гонка преследования по результатам прыжка). Собственно, ФИС диктует правила и следит за их выполнением, и наказывает за их нарушения. Самым частым предметом спора в лыжных гонках является нарушение заданного стиля. Лыжные гонки проводятся в двух стилях – в классическом и в свободном. Классический стиль, иными словами, преодоление дистанции по заранее подготовленной лыжне, когда лыжи двигаются строго параллельно друг другу (за исключением очень крутых подъемов, когда забежать в подъем можно только "елочкой", но без элемента скольжения). Свободный стиль (коньковый, движение как при езде на коньках) более силовой и быстрый относительно классического. Таким образом, на стартах, проводящихся классическим стилем, некоторые спортсмены могут схитрить или случайно подработать коньковыми движениями на не просматриваемом участке, что может стать предметом последующих споров и возможных санкций.

Виды лыжных гонок Старты различаются не только стилем передвижения, но и регламентом и дистанциями. Рассмотрим их более подробно.

Спринт. Спринт состоит из квалификации и финальной части. В результате квалификации в финальную часть проходят 30 спортсменов, после чего они сражаются друг против друга контактно. Финальная часть разделена на четвертьфиналы, полуфиналы и финал. В четвертьфиналах представлено 5 забегов по 6 участников в каждом. По результатам четвертьфинального забега напрямую в полуфинал проходят двое быстрейших из каждого забега, а также еще двое лучших по времени среди занявших места ниже второго. В полуфинале все по аналогии, в финале выигрывает быстрейший.

Командный спринт. Проводится в основном два раза по ходу сезона, а также на Чемпионатах Мира и Олимпиаде. Команды формируются из двух представителей одной сборной. В рамках командного спринта участники сборной проходят по три спринтерских этапа по очереди каждый. Зачастую на 1, 3 и 5 этапе бежит спортсмен, который хорошо чувствует себя в дистанционных видах, в то время как на 2, 4 и 6 этапе бежит чистый спринтер, который будет финишировать и добывать победу.

Гонки с раздельным стартом (индивидуальные гонки). Проводятся довольно часто и на разную дистанцию. В рамках Чемпионата Мира и Олимпиады традиционной дистанцией для разделок является 10 км для женщин и 15 для мужчин, однако в рамках этапов Кубка Мира и многодневок эта дистанция может варьироваться как в более короткую, так и в более длинную сторону.

Гонки преследования. Проводятся в основном в рамках многодневок и представляют собой старт через определенный интервал, когда каждый из гонщиков стартует по времени, показанном на гонке с раздельным стартом.

Скиатлон. Старт, где половина дистанции проходится классическим стилем, а другая половина –свободным со сменой лыж. Традиционной дистанцией для Чемпионата Мира и Олимпиады является 7.5+7.5 км у женщин и 15+15 км у мужчин, однако по аналогии с гонками с раздельным стартом в рамках многодневок дистанция скиатлона меняется.

Масстарт. Традиционные гонки с общим стартом, где огромная группа спортсменов стартует в одно время и преодолевает определенную дистанцию. Самой популярной гонкой с общего старта является марафон, однако существует и множество других гонок на другие, более короткие дистанции, в основном в рамках многодневок. Эстафета. Традиционные командные гонки с четырьмя участниками в одной команде. Два этапа проходят классическим стилем, два свободным. Самый распространенный формат для женщин 45 км, для мужчин 4 10 км.

Что такое Кубок Мира

Кубок Мира – это гонка длиной в сезон, состоящая из девяти этапов, а также трех многодневок: трехдневный Скандинавский тур, Тур де Ски и Финал Кубка Мира. Всего же в календаре Кубка Мира сезона 16/17 как у мужчин, так и у женщин запланировано по 32 старта. За каждый из стартов спортсмен получает очки. За победу на старте в рамках этапа Кубка Мира спортсмен получает 100 очков. За второе место 80, третье 60, далее 50, 45, 40, 36, 32 и так далее. Очки получают первые 30 мест. На этапах многодневок очки так же получают первые 30 мест, но за победу уже начисляется не 100, а 50 очков. За второе место 46, за третье 43 и так далее. Однако за итоговый результат в многодневке очки удваиваются относительно очков за победу на этапах Кубка Мира, а на Тур де Ски и вовсе тридцатка лучших получает очки с коэффициентом 4. Помимо этого на отдельных стартах имеются бонусные очки, которые получает первая десятка гонщиков на определенной отсечке по ходу гонки. Побеждает в общем зачете Кубка Мира тот, кто набрал большее количество очков. Но также есть и еще два зачета – это спринтерский Кубок Мира и дистанционный Кубок Мира. В зачет спринтерского Кубка Мира входят все спринтерские старты сезона, за исключением командного спринта. В зачет дистанционного Кубка Мира входят все старты сезона, за исключением спринтерских и эстафет.

Что такое Тур де Ски

Тур де Ски является уже традиционной, неотъемлемой частью Кубка Мира. Впервые Тур де Ски прошел в сезоне 2006/2007, после чего уверенно закрепился в календаре Кубка Мира и ежегодно собирает огромную зрительскую аудиторию. В сезоне 16/17 Тур де Ски будет состоять из семи этапов, из которых лишь один будет спринтерским. Соревнования в рамках Тур де Ски побывают в Швейцарии, Германии и Италии, а закончится Тур подъемом на гору в Валь ди Фьемме. Основными преимуществами, а также тем, что приковывает зрителей к экранам являются плотный график стартов, где семь этапов Тур де Ски проходят за девять дней, а также необычный формат этих стартов, который делает борьбу на каждом этапе максимально динамичной. Ну и, конечно, не стоит забывать о финальном подъеме, который является уникальным действом в современных лыжных гонках.

Бойня в Альпах

Профиль финального подъема на Тур Де Ски – Альпе Чермиз**

**Элементы тактики в лыжных гонках

Элемент тактики есть, но он довольно прозрачен. К примеру, в эстафетах есть так называемая «убегающая тактика», где сборная делает упор на первые этапы, ставя туда сильнейших своих представителей с целью убежать от других команд, которые делают ставку на финиш. В индивидуальных гонках представители тренерского штаба сборной зачастую выпускают двух спортсменов на разных типах мази для лыж, чтобы проверить, какая из них лучше работает и дает преимущество в текущих погодных условиях, или чтобы избежать массового провала, жертвуя тем самым шансами одного из спортсменов. Похожие трюки проворачивают и в рамках марафонов, где часто происходит смена лыж по ходу дистанции. Но лыжные гонки не велосипед и даже не триатлон – "посидеть" на колесе, тратя в среднем на 25% меньше усилий, чем впереди идущий, не выйдет. В аспекте лидирования элемент тактики отсутствует. Но зато есть элемент закрытия коридора и лазейки для проезда корпусом – почти как в велоспорте или легкоатлетических забегах на манеже.

Где и как смотреть лыжные гонки

Канал Eurosport покажет весь Кубок Мира и Чемпионат мира и трансляции начнутся уже в грядущие выходные. Главными стартами сезона являются Чемпионат Мира и Тур де Ски, однако в сезоне 16/17 третий по значимости старт пройдет на территории Российской Федерации. В марте Тюмень примет финал Кубка Мира. Если вы хотите увидеть сильнейших лыжников планеты своими глазами, то Тюмень – это уникальный шанс воплотить эту цель в жизнь.

Осталось только дождаться выходных и старта сезона у профессиональных лыжников. А мы будем освещать и анализировать важнейшие старты сезона 2016/2017. Отличного вам зимнего сезона!

Статья представляет собой компиляцию собственного соревновательного опыта. Рассмотрена тактика прохождения подъемов, спусков, равнины. Дана общая картина и основные принципы.

Ни для кого из любителей лыжного спорта не секрет, что проводят по сложному рельефу. В нормативных документах, которые регламентируют требования к лыжным трассам, четко прописаны допустимые наборы высот на конкретно взятых дистанциях. Так, на 5- ти километровой гонке допустимым считается перепад высот не более 200 метров. На 15- ти километровой – 450. Цифры эти очень большие, особенно если вспомнить, какие требования предъявляет лыжная техника, особенно коньковая, к организму спортсмена.

Общая картина
В своей книге «чсс, лактат и тренировки на выносливость» Петер Янсен указывал, что оптимальной тактикой прохождения дистанции является идея придерживаться одной интенсивности нагрузки во время всей гонки. Однако тяжелый рельеф, высокие требования к силовой компоненте в подготовке спортсмена накладывают глубокий отпечаток на тактику прохождения гонки в лыжном спорте.

С одной стороны, в подъемы сложно не «выскочить» из безопасной зоны интенсивности, с другой- на спусках приходится сидеть в стойке и почти полностью отдыхать. Если нагрузка выше «безопасной зоны» (анаэробного порога) длится не более 5- 7 секунд, то усталости не последует.

Равнинные ходы, что коньковые (одновременный двушажный – как на скоростных лыжероллерах, одновременный одношажный «под каждую ногу»), что классические- бесшажный и одновременный двушажный (когда мы толкаемся поочередно то одной ногой то двумя руками) имеют одну особенность. Они обладают длинной фазой проката, во время которого можно отдохнуть.
Подъемные ходы менее «напряжные», тоесть менее требовательны к силовым показателям, но и менее эффективны. Они также не позволяют как следует расслабиться.

Следите за техникой! Цикл движений должен состоять из двух фаз- отталкивание и скольжение. Во время отталкивания вы должны направить все усилия на продвижение вперед, во время скольжения нужно расслабиться и отдохнуть. Если чувствуете что сильно устали ноги- немного сбавьте на время темп, перенесите по возможности нагрузку на плечевой пояс.

Короткий подъем
Если подъему предшествует спуск- то лучшим решением будет как следует растолкаться перед подъемом и в начале него, чтобы как можно больше пробежать равнинным ходом (но не более 7 секунд!). Если перед подъемом равнина или тягун (это пологий длинный подъем) - идите как обычно.

Далее, с падением скорости, следует перейти на подъемный вариант хода. Причем, если осталась только маленькая макушка подъема, которую вы в состоянии преодолеть за 4- 5 шагов, то следует не «вкатывать», а «вбегать». То есть сделать короткое ускорение.
После преодоления подъема нужно пройти пару- тройку шагов равнинным ходом с длинным отдыхом между отталкиваниями. Так будет легче восстановить силы. Когда почувствуете что снова готовы работать- начинайте наращивать темп. Если после подъема начинается крутой спуск- отдохнете на спуске, предварительно хорошенько растолкавшись.

Длинный подъем
Начало проходите без всяких ускорений. Падению скорости не сопротивляйтесь. Когда перешли на одношажный, немного сбавьте темп. Вы должны подстроить длину шага и некоторые другие параметры под этот конкретный подъем. Когда почувствовали, что идете максимально эффективно- прибавляйте темп. После подъема- короткий отдых.
Внимание! Не допускайте чувства сильной усталости на гонке! Особенно, если не обладаете очень хорошей техникой. Выиграли пять секунд на подъеме- проиграете минуту на остальной дистанции. По моим наблюдениям, сильнейшие лыжники проходят всю дистанцию более- менее с одной скоростью. За исключением финиша. Если у вас первая пятерка за 15минут, вторая за 16, третья за 17- что- то не так! Подъемы - всегда зона риска. Особенно длинные.

Равнина и спуски
Ну тут все ясно. Бегите ориентируясь на ощущения. Темп должен быть быстрым, но терпимым и желательно чтобы был запас сил.

Если есть возможность- спуск не слишком крут и достаточно широк- толкайтесь ногами, если бежите коньком. Толкайтесь мощно и редко, во время проката старайтесь отдохнуть. Не плужите без крайней необходимости! Вы теряете драгоценную скорость! Если подъем заканчивается резким поворотом- проходите его как обычно, а за 10- 15 метров до поворота резко затормозите плугом и войдите в поворот.

Если поворот не требует торможения- проходите его переступанием или даже перепрыгиванием, при этом не изменяя низкой стойке. Помните об аэродинамике!

Основная идея прохождения спусков- как можно дольше сохранять высокую скорость. При этом не выходя за анаэробный порог более чем на 5- 7 секунд. Если длинный спуск прерывается коротким равнинным участком или малюсеньким подъемчиком- отработайте этот короткий участок по полной!

Коньковый стиль
Избегайте идти слишком долго подъемным вариантом. Техника движений при нем несимметрична, ноги полностью не расслабляются между отталкиваниями. По возможности переключайтесь ненадолго на равнинные хода. Эту рекомендацию можно отнести и к классическому ходу. Но там причина иная- попеременный двушажный ход очень затратен. Равнинные хода позволяют ногам отдохнуть, а руки забить до невыносимого состояния опытным лыжникам весьма проблематично.

Классический ход
Как можно меньше используйте елочку! Это сверх интенсивный ход! Если все же без нее никак- по возможности разворачивайте лыжи поменьше. При забегании елочкой в подъем не позволяйте рукам уставать- когда подъем закончится, надежда только на отталкивания руками. Ваши ноги бежать уже не будут. Так пускай устанут только они!
Не толкайтесь слишком часто когда идете по равнине на бесшажным ходом. Лучше толкаться пореже но посильнее. Руки так меньше устанут.