Развитие периферического поля зрения. Как развить периферическое зрение мотоциклисту и зачем Упражнение для центрального и периферийного зрения

  • 11.07.2024

О том, что представляет собой периферическое зрение известно не многим. Периферия является окраиной, внешней частью чего-либо, противопоставленная центру. То есть, говоря простыми словами, периферическое зрение еще можно назвать боковым. Благодаря боковому зрению люди могут воспринимать очертания предметов, их форму, цвета и яркость.

В некоторых случаях происходят нарушения периферийного зрения. Причем, даже если у человека отличное центральное зрение. Поэтому с самого детства очень важно уделять внимание упражнениям, которые помогают развить боковой взор.

Интересно! Периферийный обзор имеет низкое разрешение, улавливает лишь черно-белые оттенки. У представительниц прекрасного пола данная способность видеть, развита намного больше, чем у мужчин. Это значит, что женщины наблюдают предметы по бокам лучше.

Периферическое зрение – зрительное восприятие, за которое отвечает определенная участок сетчатки. Оно помогает координироваться человеку в окружающем мире, видеть в сумеречное и темное время суток. Боковой обзор – это способность воспринимать объекты, которые находятся по сторонам от прямого взгляда.

Особенности остроты бокового зрения:

  • Острота бокового обзора меньше, чем острота центрального зрения.
  • Боковой обзор не всегда имеет определенный уровень, который дан человеку от рождения. Это восприятие можно тренировать и развивать с помощью некоторых упражнений.
  • Периферическое зрение очень важно для некоторых профессий.

Нарушение бокового обзора говорит о развитии и наличии некоторых офтальмологических патологий. Поэтому важно посещать врача для проверки зрения. Исследуют периферию сетчатки с помощью специального прибора – периметра. Обследование помогает выявить заболевания глаз, головного мозга и определить схему терапии.

Если периферический обзор по каким-то причинам пропадает, даже при нормальной остроте центрального зрения, человек не сможет самостоятельно перемещаться. Попросту он будет натыкаться на предметы, не сможет видеть большие предметы.

Учеными доказано, что у представителей сильного пола более развит центральный обзор, а у женщин – периферический. Это напрямую зависит от характера деятельности женщин и мужчин в древности.

Мужчины в древние времена охотились. Данное занятие требовало четкой концентрации внимания на определенном объекте. У женщин была другая задача – они следили за жилищем. В древности не было дверей, окон. Змеи, насекомые могли попасть в жилье без проблем. Женщины замечали даже самые неприметные изменения. С веками выработалась на генетическом уровне способность мужчинами видеть предметы лучше центральным зрением, а женщинами – периферией.

По статистике женщины намного реже попадают в аварии, связанные с боковым ударом авто. И сбивают на дорогах женщин намного реже именно по причине развитого бокового зрения. Но к сожалению, есть и минусы для женщин. Для дам очень сложно припарковаться на параллельной парковке из-за не развитого как у мужчин центрального взора.

Нарушения зрения

Основной задачей периферийного обзора является ориентировка человека в пространстве.

Если происходят травмы сетчатки, заболевания головного мозга, прочие факторы, периферийный обзор существенно снижается. Причем такая патология может поражать как один глаз, так и сразу оба. Человек видит предметы как в туннеле ().

Причины, по которым может снижаться периферическое зрение:

  1. Глаукома. При такой патологии существенно повышается внутриглазное давление. Как следствие – повреждаются зрительные нервы, сужается поле зрения. На начальной стадии наблюдаются небольшие выпадения периферии. При несвоевременном лечении происходит безвозвратное сужение границ обзора. Запущенные стадии приводят к абсолютному сужению поля обзора. Такое состояние влечет за собой утраты зрения без возможности восстановления.
  2. Повреждение сетчатки. Происходит на фоне стрессовых ситуаций, скачка артериального давления, резких физических нагрузок, повреждений и травм головы, некоторых заболеваний. При таких состояниях наблюдается повреждение зрительного нерва со всеми вытекающими последствиями. Происходит нарушение периферического зрения.
  3. Нарушенное кровообращение зрительных нервов, головного мозга.
  4. Доброкачественные и злокачественные новообразования.
  5. Черепно-мозговые травмы.
  6. Инсульты.
  7. Отслойка, расслоение, дистрофия, дегенерация сетчатки.
  8. Значительное снижение именно бокового зрения происходит после 60 лет.

Можно ли развить боковой обзор

Следует отметить, что обзор по бокам не только можно, но и нужно развивать. Для чего нужна тренировка? В первую очередь это поможет повысить работоспособность головного мозга.

И конечно же, человек будет лучше ориентироваться в пространстве. Еще один положительный момент от развитого периферийного зрения – навык скорочтения. Немаловажен развитый боковой обзор для автолюбителей, людей, занимающихся профессиональным спортом, полицейским, военным и даже учителям, воспитателям. Ведь за детьми всегда нужен «глаз да глаз». С помощью некоторых упражнений можно развивать способность видеть по бокам. Тренировка не займет много времени, выполнять ее следует регулярно.

  • Зафиксировать взор на определенном объекте, который должен находиться напротив глаз. Попытаться увидеть предметы, не двигая зрачки, находящиеся по обеим сторонам от основного объекта.
  • Взять в руки по фломастеру и выбрать на стене объект. Он должен находиться на расстоянии не менее трех метров от человека. Затем понемногу разводить фломастеры в разные стороны. Происходит раздвоение изображения. Нужно передвигать фломастеры, продолжать фиксировать взгляд на предмете.
  • Понадобятся изображения с большими символами, это могут быть и цифры, буквы. Сесть на стул, расположить изображения рядом, поочередно поднимать их таким образом, чтобы они оказывались в поле периферии. При этом нужно попытаться различить, что на них изображено. Постепенно увеличивать угол обзора. Когда человек сможет различать изображения, можно перейти на следующий этап тренировки – нарисовать символы по размеру меньшие, и проводить занятия.
  • Зафиксировать объект перед глазами. Смотря на него, выбрать еще один объект, зафиксировать боковым взором. Потом еще один объект. Тренировка должна продолжаться до тех пор, пока человек не сможет фиксировать 7-9 объектов. Такое упражнение помогает очень быстро улучшить боковой обзор.
  • Гуляя на свежем воздухе, стараться концентрировать внимание на изъянах земли, при этом взгляд направлять следует вперед.
  • Стать возле окна и зафиксировать взгляд на объекте, который находится на улице, не двигая зрачками, назвать предметы, находящиеся вблизи избранной точки.
  • Открыть книгу, выбрать определенное слово и сфокусировать на нем внимание. Постараться прочитать слова, которые находятся рядом.
  • В газетной узкой колонке прочертить яркую вертикальную линию в центральной части статьи. Смотреть нужно на яркую линию. Стараться прочитать слова, которые находятся в поле периферии.

Диагностика и лечение

Изменение периферического зрения определяется с помощью специализированной техники. Человеку предлагается присесть на стул, который находится на расстоянии одного метра от офтальмолога. Поочередно человек закрывает глаза. Врач перемещает какой-либо объект, пока обследуемый, не увидит его.

Также исследование проводится с помощью периметра (специализированное оборудование):

  • Во время обследования на этом оборудовании человеку предлагают зафиксировать глазами небольшой маятник в центральной части оборудования.
  • Боковой обзор будет определяться по светящимся маятникам, которые находятся в разных участках обозрения. При этом учитывается количество точек, яркость.
  • После компьютерной обработки, врач получает результаты, по которым определяется выраженность и качество периферического зрения.

Нет такого понятия «лечение бокового зрения», потому как нарушение не является самостоятельной патологией и возникает только на фоне каких-либо второстепенных болезней.

Причем очень часто выявляются нарушения на приме у невропатолога. Главное – вовремя выявить причину, по которой произошли изменения, и назначить адекватное лечение. Если терапия выполнена своевременно, то боковой обзор восстановится. Помогут в этом и упражнения.

Боковое зрение (его еще называют периферическим) – это способность воспринимать предметы, находящиеся в стороне от прямого взгляда. Объекты, воспринимаемые боковым зрением, отбрасывают свет на периферию сетчатки, поэтому человек способен определить наиболее ярко выраженные их свойства, хотя и не видит их четко.

Для чего нужно тренировать боковое зрение? Во-первых, это повышает общую работоспособность мозга, во-вторых, помогает лучше ориентироваться в пространстве, в-третьих, способствует формированию навыка скорочтения. Кроме того, хорошее боковое зрение необходимо для водителей, спортсменов, работников силовых структур, военных и т.д. Даже если природа не наградила вас возможностью хорошо различать предметы вне поля прямого взгляда, комплекс специальных упражнений поможет исправить ситуацию.

  1. Зафиксируйте взгляд на определенной точке, находящейся на уровне Ваших глаз. Теперь постарайтесь различить предметы, находящиеся по сторонам от нее.
  2. Возьмите в руки по карандашу и выберите на стене предмет, находящийся на расстоянии 3 м от глаз. Зафиксируйте взглядом центральный предмет, карандаши расположите по бокам от него. Далее постепенно разводите карандаши в стороны, при этом их изображение будет раздваиваться. Продолжайте упражнение, перемещая карандаши произвольно и продолжая фокусироваться.
  3. Возьмите в руки карандаши, фокусируя на них взгляд, медленно разведите их в стороны, насколько сможете. Далее поднимайте правый карандаш вверх и следите за ним правым глазом. А левый опускайте вниз, наблюдая за ним периферическим зрением левого глаза. Затем снова сведите карандаши в центр. После этого карандаш, находящийся в правой руке, ведите по диагонали вверх и влево, а карандаш левой руки – вниз и вправо, следите за ними периферическим зрением. Затем так же медленно сведите карандаши обратно в центр.
  4. Распечатайте или нарисуйте разными цветами на листах бумаги крупные цифры или буквы. Сядьте на стул и положите листы возле себя, поочередно поднимайте их так, чтобы они были расположены в поле бокового зрения, попытайтесь различить, что на них нарисовано. Постепенно увеличивайте угол обзора. После того, как Вы научитесь различать разноцветные цифры или буквы, сделайте карточки меньшего размера и проделывайте это упражнение до тех пор, пока не научитесь различать достаточно мелкие шрифты.
  5. Следующее упражнение лучше всего выполнять вне дома, например, в общественном транспорте. Зафиксируйте в центральном поле зрения предмет, расположенный на уровне глаз. Далее, продолжая удерживать его в поле зрения, выберете еще одну точку и зафиксируйте ее боковым зрением. Далее – еще одну, и т.д. Развивайте навык до тех пор, пока одновременно сможете концентрироваться на 6-8 предметах, часть из них при этом может двигаться.
  6. Два карандаша расположите на уровне глаз на расстоянии 30 см. Рисуем в воздухе воображаемые круги сначала в одну, потом в другую сторону. Взгляд должен быть расфокусирован вдаль.
  7. Стоя на ногах, взгляд прямой, расфокусированный. Постарайтесь уловить боковым зрением объекты, расположенные справа и слева от вас, переводите периферический взгляд (не двигая зрачками) из стороны в сторону.
  8. Найдите в газете узкую колонку и прочертите сверху вниз яркую линию по центру. Постарайтесь прочитать текст по диагонали, не двигая зрачками.
  9. Сядьте в кресло или на диван, ладонь поместите над носом так, чтобы закрыть центральную область для обзора. Для большей эффективности упражнения можно сделать специальную маску из подручных средств. Время, необходимое для этого упражнения – 1 час. Первые 20 минут проведите в маске, вторые – без нее, и последние 20 минут – снова в маске, занимайтесь при этом своими обычными домашними делами.
  10. Прогуливаясь по улице, старайтесь сконцентрировать снимание на трещинах и объектах на асфальте, взгляд при этом направлен вперед, на дорогу.

В первое время выполнение упражнений по развитию бокового зрения может показаться вам слишком утомительным. Приучать глаза к упражнениям следует постепенно, начиная с 15 минут в день. Между упражнениями делайте паузы, если чувствуете, что глаза болят, поморгайте, сделайте передышку.

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру.

Автор новой книги о тренинге зрения описывает упражнение на основе метода Фельденкрайза, которое может не только расширить диапазон вашего периферического зрения, но и странным образом также расширить прочие ощущения.

Тело движется в ответ на зрительные ориентиры

Рассмотрим способ, с помощью которого мы тестируем использование глаз путём «чтения проверочной таблицы»: Если вы можете прочесть таблицу (то есть, с определённого расстояния способны распознать знакомые очертания букв на строках), то ваши глаза в порядке.

Если нет, обращайтесь к доктору за очками. Конечно, ортодоксальный офтальмолог проведёт более всестороннее обследование, но большей частью он будет тестировать вашу способность читать.

Глаза, вероятно, наиболее важные и вместе с тем наименее понятные из сенсорных органов человека.

Это всё, что касается зрения?

Сейчас найдены новые факты относительно того, что чтение (то есть распознавание запомненных ранее образов) - это только малая часть того, что делают глаза, и, с позиции хорошего использования тела и ума, оно является менее важным, чем другие функции глаз.

Что ещё делают глаза?

Для многих наших действий глаза - инициатор движения. В процессе ловли или удара по мячу, при проходе по забитой мебелью комнате, управлении машиной или самолетом, ходьбе на лыжах или занятиях боевыми искусствами, тело движется в ответ на зрительные ориентиры.

На самом деле, эта функция так важна, и я верю, что обеспечение движений тела - основная функция зрительной системы. Есть значимые доказательства того, что чтение и указанное другое использование глаз организовано различными подсистемами внутри зрительной системы. В редких случаях повреждений возможна работа одной подсистемы, даже если другая подсистема разрушена.

Доктор Карл Прибрам (Karl Pribram), нейропсихолог из университета Стэнфорд, описывает случаи того, что он называет «специфической слепотой», когда человек с повреждением центральной нервной системы, не может «видеть» объект (то есть, не может назвать его), но может указать на него.

Он назвал это инструментальным осознаванием в противоположность своего рода вербального осознавания, которое позволяет нам читать.

Рассмотрим два интересных использования глаз, которые большинство из нас испытывали, но мало кто осознавал:

Если вы ходили по городским улицам, вы почти наверняка ощущали «смену шага», которую тело, как кажется, делает почти автоматически, когда приближается к бордюру. Каким-то образом, на расстоянии 10 шагов от обочины, глаза судят, могут ли ступни быть расположены правильно, чтобы ступить на обочину, и если нет, ноги переходят на быстрые полшага, чтобы достичь правильного расположения.

Мы все делаем это, не задумываясь, но если вы обратите особое внимание, вы можете заметить, как делаете это. Также, если вы когда-то ехали верхом на лошади на неровной местности, вы должны были ощутить, как лошадь делает эту "смену шага", приближаясь к преграде.

В качестве другого примера, подумайте о ходьбе по комнате, полной мебели. Едва бросив взгляд, глаза замечают расположение мебели, и затем мы идём, не врезаясь ни во что. Это использование глаз сильно отличается от того, что мы делаем при чтении.

Это другое использование глаз очень важно для хорошего самочувствия человека и хорошего использования тела и ума вообще, но практически не осознаётся в нашем обществе.

Чтение считается таким важным - и правда, написанная информация это основа нашей культуры, - что служебно-вспомогательное использование глаз, фактически, игнорируется.

Если зрение не очень хорошее (то есть, мы не можем прочесть проверочную таблицу), мы носим очки, чтобы быть способными читать лучше, но это серьёзно ущемляет наше служебно-вспомогательное зрение.

Как мы увидим далее, обучение чтению без знания этой двойственной функции глаз, может привести к выключению этой двойной фукнции периферического зрения и последующему уменьшению способности двигаться в ответ на зрительные ориентиры.

Большая часть нашей способности двигаться, плюс наша способность реагировать на другие сенсорные сигналы, в результате страдает.


Если у нас проблемы с тем, чтобы отбить теннисный мячик, или мы постоянно врезаемся в мебель, что мы должны делать?

Очки, которые позволяют нам читать, на самом деле, делают объекты более близко расположенными, чем они есть, и мешают служебно-вспомогательному зрению, хотя громадная способность человека к обучению и адаптации, позволяет нам справляться с этим более-менее хорошо.

Вот простое, но удивительно эффективное, упражнение, на основе уроков «Осознавание через движение» метода Фельденкрайза и упражнений для глаз метода Бейтса, которое поможет улучшить служебно-вспомогательное использование глаз.

  • Для начала, снимите очки или контактные линзы.
  • Затем, определите доминантный глаз. Держите правый большой палец на расстоянии вытянутой руки и смотрите через него на некоторый объект по меньшей мере в 3 метрах от вас. Затем закрывайте и открывайте один глаз, затем другой. Когда вы открываете и закрываете доминантный глаз: большой палец, кажется, прыгает в одну сторону, наружу от линии к целевому объекту. Когда вы открываете и закрываете другой глаз, большой палец кажется стоящим неподвижно.
  • Большинство правшей также имеют правый доминантный глаз, то есть он используется для прицеливания в винтовку или для телескопа. Также, большинство левшей имеют ведущий левый глаз. Если доминантная рука и глаз у вас на противоположных сторонах тела, вас называют кросс-доминантным.
  • Чтобы начать упражнение, ложитесь на спину, ноги согнуты в коленях, обе стопы плоско стоят на полу, если вам это удобно. Закройте глаза и прикройте каждый из них ладонью соответствующей руки от света. Экспериментируйте с положением кистей. Если вы поместите мизинцы к носу, а первый сустав этого пальца (где палец подходит к ладони) попадёт на спинку носа, и позволите кончикам пальцев слегка перекрещиваться на лбу, вы обнаружите, что кисти устроены на лице так, будто эти части тела специально предназначены для этого.
  • Несколько минут отмечайте, что вы видите каждым глазом - или скорее, что не видите, так как свет в глаза не поступает. В особенности, сравните левое и правое поле зрения. Они простираются в стороны на равное расстояние? А вверх и вниз? Оба поля зрения одинаково черны?
  • Теперь встаньте, глядя на стену в трёх метрах от вас, и закройте не ведущий глаз (можете закрыть его повязкой). Начните поворачивать всё тело влево и вправо лёгким скручивающим движением. Поворачиваясь, представляйте, что есть что-то слева, что вы хотите увидеть, затем справа, затем слева и т.д. Поворачивайте глаза в сторону и позволяйте телу следовать за глазами, так чтобы глаза вели всё движение. Продолжайте и, обращая внимание на поле зрения, сканируйте тело. Начните со стоп, отмечая как давление смещается влево и вправо, когда вы поворачиваетесь; затем отметьте лодыжки, икры, колени, бедра, позвоночник, грудь, плечи, голову и глаза. Перемещение вашего внимания меняет движение? 3-4 минуты на это сканирование.
  • Теперь сместите весь свой вес на правую стопу и продолжайте поворачиваться влево и вправо, позволяя глазам вести движения. Снова сканируйте тело, от стоп к голове, отмечая, что вы видите. После нескольких минут, сместите вес на левую ногу и повторите весь процесс.
  • Продолжайте поворачиваться влево и вправо, теперь смещая вес на левую стопу при повороте налево, и на правую стопу при повороте направо. Затем, после нескольких минут, измените наоборот смещение веса: чтобы вес уходил на правую стопу при повороте налево, и на левую стопу при повороте направо. Не забывайте отмечать, что вы видите, поворачиваясь, и давать глазам вести движение. Остановитесь и отдохните минуту.
  • Теперь найдите объект прямо перед собой на уровне глаз, на расстоянии в 3 метра. Цветная кнопка идеально подойдёт. Продолжайте поворачиваться влево и вправо, как ранее, но теперь фиксируйте глаз на объекте, чтобы он оставался неподвижным. Это требование ограничит способность головы и тела поворачиваться.
  • Отметьте, как глаз остаётся на месте и голова поворачивается вокруг него - прямо противоположно способу обычного движения головы и глаз. Продолжайте поворачиваться влево и вправо и, поворачиваясь, начните выбирать объекты с краю, слева и справа, сверху и снизу, поля зрения. Глаз остаётся фиксированным на цели, когда вы это делаете. Вы должны обнаружить, что после нескольких минут, вы можете видеть довольно мало объектов без деталей. ​​​​​​​ Продолжайте поворачиваться, отмечая всё поле зрения и сканируя тело от стоп к голове. Вы можете обнаружить, что довольно сложно обращать внимание на ощущения в теле и визуальные образы одновременно поначалу, но если вы будете упорны без напряжения, это может стать легко. Что ещё вы можете видеть, поворачиваясь? Как насчет вашего носа?
  • Продолжайте это движение и смещайте вес на правую стопу, как ранее, на несколько минут, и затем на левую стопу. Затем смещайте вес направо, качаясь вправо, и налево, качаясь влево. Наконец, смещайте вес вправо, качаясь налево, и влево, качаясь направо, всё время сохраняя глаз зафиксированным на цели и сканируя тело своим вниманием.

​​​​​​​

  • Отметьте, как это специфическое движение, позволяет вам двигать глазные мышцы и остальное тело, в то же время сохраняя постоянный зрительный образ. Это позволяет вам проверять и улучшать использование периферического зрения при движении. Вы можете обнаружить, что это очень отличается от статичной проверки, которую вы можете сделать, когда кто-то колеблет светящийся или цветной объект в одну сторону, пока вы стоите неподвижно и смотрите прямо вперёд.
  • Теперь расслабьте глаза и качайтесь влево и вправо самым простым способом, как в начале. Отметьте, как увеличился угол поворота тела. Можете ощутить, что изменилось в вашем теле, что позволяет вам поворачиваться дальше без увеличения усилия? Снова остановитесь и отдохните.
  • Возобновите поворот влево и вправо, но теперь фиксируйте и голову, и глаз на цели. Голова и глаз остаются неподвижными, а тело поворачивается влево и вправо под ними. Снова обратите внимание на всё поле зрения, отмечая объекты с краю, и медленно сканируйте тело. После нескольких минут сместите вес на правую стопу, затем на левую стопу, и затем налево и направо двумя способами, которые вы изучили.

​​​​​​​

  • Если вы внимательно обратите внимание на себя, то будете способны обнаружить интересную связь между осознаванием периферического поля зрения и чем-то, что происходит у вас в уме. Что происходит, когда вы забываете о периферическом поле зрения, и затем, когда вы вспоминаете и обращаете на него внимание снова? Можете вы отметить изменение в слухе, когда делаете это?

​​​​​​​

  • Расслабьте голову и глаза и позвольте всему поворачиваться влево и вправо, как ранее. Отметьте, как угол поворота ещё больше увеличился.
  • Лягте на спину, закройте глаза и покройте их ладонями. Сравните левое и правое поле зрения и отметьте большую разницу в покрытом зрении глаза, который вы сохраняли открытым, с глазом, который вы закрывали. Какой глаз лучше чувствует себя? Откройте глаза и осмотритесь. Что вы видите? Теперь встаньте, закройте доминантный глаз и проделайте всё упражнение снова сначала. Старайтесь делать всё так, чтобы по времени всё упражнение заняло примерно 45-60 минут.
  • Когда закончите, встаньте и посмотрите вокруг. Обращайте внимание не только на то, что вы видите, но и на ощущения в самих глазах, и на мышцы лица вокруг глаз. Посмотрите в зеркало. Как выглядит ваше лицо?

Если вы носите очки или линзы, наденьте их, сравните ощущения вокруг глаз. Как это ощущается теперь?

Подумайте о том, как маленький ребенок учится читать.

Его родители, или учителя, говорили ему, что есть кое-что, что он должен научиться делать, и, вероятно, его естественное любопытство было задето.

Взрослые проводят много часов, читая книги, журналы и газеты; они приходят со странными историями - и проводят много часов, рассуждая между собой о том, что прочитали. Как замечательно должно быть уметь читать!

С книгой в руке ребенок начинает стараться связать незнакомые образы букв с определёнными звуками. Это не так просто, и он концентрируется, фокусируя всё своё внимание на буквах, отметая все мешающие периферические зрительные ощущения, звуки...

Концентрироваться так - очень важный навык, но возможно застрять, когда всё внимание сосредоточено в одной точке, и забыть, что внимание можно расширить.

Один из механизмов сужения внимания - выключение периферического зрения, и это может ассоциироваться с выключением звуков и также ощущений от тела .

Так, если вы обратите внимание на упражнение выше, вы будете способны заметить, что слух "раскрывается", когда вы осознаёте периферическое зрение.

Когда вы начинаете ощущать это улучшенное использование глаз, вы можете попробовать его в разных ситуациях - когда подписываете чек, идёте на прогулку, в кино или в шумный ресторан. Эффект может быть поразительным.

Со временем, если вы активно занимаетесь спортом, вы начнёте замечать, что вы можете привносить и туда улучшенное применение глаз.

Многие люди приходят к ассоциированию идеи концентрации или «попытки концентрироваться» с этим сужением зрительного внимания: на спортивном поле и когда «пытаются концентрироваться на игре», они заглушают большинство зрительных сигналов - и, в особенности, периферическое зрительное поле, которое является частью зрения, вроде бы наиболее связанной с игрой.

Чем больше они стараются, тем больше ограничивают свои ощущения, и тем хуже становится их игра. Это разочаровывающая ситуация, по меньшей мере.

Однако, когда вы начинаете ясно осознавать ощущение этого процесса и как он влияет на вашу жизнь, можно довольно легко начать поворачивать его вспять понемногу.

Вознаграждение в улучшении зрения, лёгкости движений и общем самочувствии, безусловно, стоит того. опубликовано . Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Периферическое зрение - Это способность воспринимать движение или цвет объекта в стороне от прямого взгляда.

Развивая угол зрения человек приобретает способность читать больше текста за одну фиксацию взгляда. По сравнению с пословной (узко-угольной) стратегией чтения широкий угол зрения позволяет читать фразами за одну фиксацию взгляда, что позволяет значительно увеличить скорость чтения. Это разновидность упражнения "Киновидная таблица"

Чтобы поломать психологический барьер сдерживающий скорость чтения воспользуйтесь следующим тренингом. Тренинг показывает, что угол зрения при котором вы еще разбираете значения цифр шире чем вы думаете, значит, вы имеете все возможности читать несколько слов за одну фиксацию взгляда.

Тренировка угла зрения - найди одинаковые цветные блоки

Концентрируй взгляд в центр картинки. Страйтесь не водить взглядом и не сканировать колонки. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

При движении взгляда человека наибольшая острота зрения случается в центральной зоне сетчатки глаза - зоне ясного виденья. Все, что лежит за пределами этой зоны ясного виденья, на периферии, человеком видится как бы в тумане. Широкое поле зрения сокращает время поиска информативных фрагментов текстов.

Работа с таблицей Шультe тренирует объемное внимание. Главное – не рыскать взглядом, главное – при концентрации взгляда в центр таблицы Шульте видеть верхние, а так же нижние левую и правую цифры.

При регулярном использовании Таблицами, увеличивается периферийное зрение и это позволяет увеличить скорость чтения за счет охвата большего пространства читаемого текста, так и за счет освоения одномоментного режима анализа печатных символов.

Правила работы таблицами Шульте.

  • Время занятий нужно выбирать так, чтобы не переутомляться.
  • При поиске следующих друг за другом цифр разрешается фиксация глаз в центре таблицы. Горизонтальные движения глаз запрещены. Расстояние от таблицы до глаз как обычно.
  • Находить цифры необходимо беззвучным счётом в возрастающем порядке от 1 до 25 (без пропуска). Найденные цифры указываются только взглядом. В результате такой тренировки время считывания одной таблицы должно быть не более 20 сек.
  • Взгляд фиксируется в ее центре таблицы, чтобы охватывать всю таблицу целиком.
  • При работе с таблицами Шульта следует помнить, что тренировка здесь не главная цель. Важно - расширить поле зрения.

Угол зрения и скорочтение

Человек имеет следующие характеристики зрения:

Уж лучше совсем не помышлять об
отыскании каких бы то ни было истин,
чем делать это без всякого метода
(Декарт)

1. По области охвата:

  • Область наилучшего видения 1.5 градуса.
  • Зона ясного видения 15 градусов.
  • Максимальная зона видения 35 градусов.

2. По виду движения глаз:

  • Дрейф – медленные движения глаз.
  • Быстрые скачки.

3. По характеру движения глаз:

  • При чтении 90% времени взгляд неподвижен,
  • На протяжении 10% времени глаз совершает скачки.

Рассматривая какой - либо предмет, глаза человека совершают по его контуру скачкообразные движения с частотой 2-5 раз в секунду. В процессе чтения скачкообразные движения совершаются 3-4 раза в секунду как и у быстро читающего, так и у медленно читающего человека. Разница между людми заключается в объеме воспринимаемой информации в момент фиксации глаза. Восприятие текста происходит только во время фиксаций глаз. Длительные остановки вызываются незнакомыми словами или опечатками в тексте. Для ускорения чтения необходимо расширить угол охвата текста и увеличить узнаваемость текста.

Узнаваемость текста тренируется постоянным чтением. Постепенно сознание формирует базу данных из слов, терминов и словесных штампов. За счет применения накопленного опыта человек меньше тратит времени на опознание слов в тексте.

Онлайн флеш тренинги для освоения навыка быстрого чтения

Чтение текстов по диагонали

Развитый угол зрения помогает научиться быстрее схватывать важную информацию в тексте и перейти к новому приниципу чтения - чтению по диагонали. Во время диагонального чтения, человек перемещает взгляд из верхнего угла страницы в нижний. Как только взгляд цепляется за что либо непонятное или важное с точки зрения подсознания, читатель останавливается и переходит в обычный режим чтения.

Вот правила чтения текстов по диагонали:

    Расслабите взгляд перед чтением

    Поставьте конкретную цель чтения

    Перемещайте взгляд с верхнего угла к нижнему

    Как только какое либо слово привлекло внимание, то переходите на обычное чтение.

Клиновидные таблицы и скорочтение

Клиновидные таблицы были изобретены в прошлом веке для тренировки угла зрения и делались на бумаге. С тех пор утекло много времени, и оказалось, что гораздо проще делать эти таблицы с применением программных средств.

Медленно передвигайте взгляд вниз по таблице до того момента, когда ваше сознание перестает воспринимать информацию. Это и есть ваш текущий угол зрения. Как видите, он может быть достаточно широк для обычного человека.

О быстром чтении и перефирическом зрении

Почти все взрослые люди имеют возможность увеличить скорость чтения без потери понимания. Иногда оказывается, что понимание возрастает при быстром чтении, а при медленном чтении понимание текста падает.

Одна из важных стратегий повышения скорости чтения - это расширение угла зрения. Замечаете ли вы как глаза скачут от слова к слову, когда вы читаете книгу? Глаза не просто так перескакивают с места на место. Они останавливаются так, чтобы можно было воспринять информацию. Они собирают информацию, которая передается в мозг. В мозгу информация сравнивается с предыдущим опытом. Далее мозг делает выводы о предполагаемом продолжении событий и о том куда следует скакнуть глазу в следующее мгновение.

На сколько хватит ваших резеров?

  • Если вы читаете пословно, то у вас есть резервы увеличения скорости чтения
  • Если вы читаете проговаривая, то у вас есть резервы увеличения скорости чтения.
  • Если вы читаете один и тот же абзац несколько раз, то у вас есть громадные резервы увеличения скорости чтения.

Конечно, для детей очень важно читать вслух, а не про себя. Важно читать пословно, поскольку дети находятся в начале пути познания и важно, запоминать слова так как они звучат. И прочитывать текст до тех пор, пока не будет понятно о чем же идет речь. Не зря одно из упражнений для детей - пересказать о чем идет речь в рассказе. Если маленький читатель, не может пересказать, то он не читал текст по настоящему. Но, все это для детей, а взрослым не нужны ни игрушки ни погремушки.

Проговаривание особенно проявляется при пословном чтении текста. Попробуй читать группами слов - то есть за один взгляд охватывать сразу несколько слов, и скорость чтения значительно возрастет. Возможно, вы не верите, что можно одним взглядом охватить большой объем информации, для таких неверующих людей предназначены специальные тренинги, и упражнения, например, работа с таблицами Шульте.

Запомните основные правила быстрого чтения: Каждый человек, может прямо сейчас быстро читать.

  • Основная проблема - преодоление психологического барьера.
  • Скорость чтения приходит с практикой. Больше читаешь - быстрее читаешь.
  • Читать быстро можно читая блоками слов.
  • Читать быстро можно только интересные тексты
  • Читать быстро можно только с психологической возгонкой

Отзыв об использовании программы на развитие периферического зрения

Я пользовался этой программой пару раз в день. Сначала было тяжело разглядеть широко расставленные цифры, но со временем расстояние между ними только увеличивалось. Немного потренировав глаза и мозг на широкий угол и мгновенность считывания, мы перейдём к следующему шагу: отказ от проговаривания читаемого текста. Ведь когда у нас глаза схватывают строку целиком, а мозг настроен на её мгновенный анализ, долгое произнесение каждой буквы про себя - это и есть самый медленный этап.

Человек воспринимает окружающий мир с помощью центрального и бокового (периферического зрения). Первое отвечает за передачу формы, размеров и яркости объектов, в то время как второе позволяет ориентироваться в пространстве. Тренировка периферического зрения способствует расширению зоны видения и получению большего объема информации.

Для чего требуется зрение периферийное?

Центральное зрение позволяет человеку сформировать приоритетную точку обзора. За его работу отвечают колбочки, расположенные в центре сетчатой оболочки. Если человек не концентрируется на каком-либо конкретном объекте, то видит общую картину, например, парковый ландшафт со скамейками и деревьями, но при этом не различает деталей предметов: форму листьев, веток и пр. Благодаря центральному зрению при необходимости он может сфокусироваться на каком-либо предмете и рассмотреть его во всех деталях. Например, присмотреться к одному из деревьев, чтобы определить его породу. При этом все остальные детали пейзажа выпадают из сектора обзора и воспринимаются как размытый фон благодаря периферическому (боковому) зрению. Приоритетная фокусировка позволяет разгрузить нервную систему человека. Если бы мозг в равной степени считывал всю информацию об окружающих его объектах, сознание и подсознание были бы подвержены колоссальной нагрузке.

Острота периферического зрения значительно ниже, чем центрального. Это связано с тем, что количество колбочек в периферических отделах сетчатой оболочки значительно меньше, чем в центральной. Работу бокового зрения координируют специальные рецепторы — палочки, расположенные в большей степени по краям сетчатки. Благодаря им мы можем видеть объекты, расположенные на периферии от основного приоритетного объекта фокусировки. Научно доказано, что область наиболее четкого видения человека составляет 1.5 градуса. В свою очередь, зона ясного видения — 15 градусов, а максимальная зона видения (включая периферию) — 35 градусов. Чтобы изучить объекты, расположенные за этим сектором, человеку нужно перевести взгляд: изменить его фиксацию или «захват». Таким образом, за одну фиксацию взгляда человек может получить определенный объем информации.

Для чего требуется периферическое зрение:

  • Позволяет ориентироваться в пространстве;
  • Обеспечивает широкий угол обзора до 35 градусов (без детализации на конкретных предметах);
  • Способствует целостному восприятию картинки (сигналы от рецепторов центрального и бокового зрения передаются в головной мозг, где соединяются в целостную картинку).

Следует отметить, что периферический обзор чрезвычайно важен. Если по каким-либо причинам он пропадет, человек не сможет самостоятельно передвигаться, даже при нормальном функционировании центрального зрения.

Для чего требуется тренировка периферического зрения?

Тренировка периферического зрения позволяет несколько расширить зону видения (угол обзора) человека и тем самым увеличить объем данных, получаемых за одну фиксацию взгляда. В первую очередь она будет полезна студентам, школьникам и всем людям, деятельность которых связана с обработкой большого объема текста.

В настоящее время широкой популярностью пользуется методика скорочтения, которая базируется именно на тренировке периферического зрения. Люди, овладевшие данной методикой, могут усваивать до 500 слов за 1 минуту чтения, в то время как скорость чтения среднестатистического человека варьируется в пределах 180-210 слов. Таким образом, тренировка бокового зрения способствует значительному повышению скорости обработки текста. Суть методики скорочтения сводится к тому, чтобы уменьшить количество фиксаций взгляда на одной строке текста за счет расширения угла обзора. Нетренированный человек, как правило, видит и воспринимает слова, расположенные только в середине строки. Для восприятия остальной информации нужен очередной «захват», поскольку эти слова находятся в «темной зоне», вне угла обзора. Методика скорочтения позволяет читателю сразу видеть и воспринимать все слова в строке, фокусируя внимание в ее центральной части.

Следует отметить, что поле обзора периферического (бокового) зрения и его качество являются изменяющимися величинами. Если целенаправленно тренироваться, можно значительно их повысить. Выгоды от расширения угла видения неоспоримы, ведь «прокачка» периферического зрения позволяет увеличить объем информации, поступающей в мозг человека за одну фиксацию взгляда. Это актуально не только в области текстов, но и в повседневной жизни, в особенности для водителей, спортсменов и пр., поскольку позволяет лучше ориентироваться в пространстве.

Кому будет полезна тренировка бокового зрения?

  • Студенты и школьники;
  • Люди, деятельность которых связана с обработкой большого количества текстовых данных;
  • Водителям;
  • Спортсменам;
  • Всем, кто хочет лучше ориентироваться в пространстве.

Тренировка периферического зрения по тибетской методике

Тибетская методика тренировки бокового зрения является достаточно простой и эффективной. Она основана на систематическом выполнении простых упражнений. Тренироваться можно где угодно: дома или на работе — главное, чтобы под рукой были обычные карандаши. Первый результат не заставит себя ждать. Отзывы многих людей свидетельствуют о том, что уже спустя месяц после начала тренировок боковое зрение становится намного острее и четче. В самом начале занятий очертания карандашей будут нечеткими, что является нормой.

Тренировка зрения по тибетской методике:

Исходная позиция: возьмите по карандашу в каждую руку, соедините их вместе в горизонтальном положении на расстоянии 30 см от глаз. Затем сфокусируйте взгляд на каком-либо объекте вдали. По мере выполнения упражнений продолжайте смотреть на тот же предмет, что и вначале — важно не переводить фокус на руки или карандаши.

  • Медленно разводите руки в стороны до тех пор, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (левой и правой). Верните руки в исходную позицию, чтобы карандаши вновь соединились. Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно поднимайте одну руку вверх, а вторую опускайте вниз, пока карандаши не достигнут границ сектора обозрения (верхней и нижней). Повторите упражнение 10 раз. Затем вернитесь в исходную позицию.
  • Медленно двигайте левую руку вниз, а правую — вверх — до тех пор, пока карандаши не достигнут границ угла обзора. Повторите упражнение 10 раз, а затем смените направление движения рук. Далее вернитесь в исходную позицию.
  • Очертите взглядом воображаемую окружность вокруг карандашей — сперва по часовой стрелке, а затем — против нее. Повторите упражнение 10 раз.

Тибетская методика является достаточно эффективной. Она позволяет не только развить периферическое зрение, но и основательно укрепить мышцы органов зрения.

Тренировка бокового зрения по таблицам Шульте

Сейчас одной из наиболее популярных методик улучшения качества периферического зрения является система тренировок с помощью таблиц Шульте. Она появилась более 10 лет назад и использовалась для обучения детей и взрослых скорочтению. Отзывы людей свидетельствую о том, что эти таблицы чрезвычайно эффективны и просты. Главное в данной методике — это желание развить зрительные способности и системный подход к тренировкам.

В стандартном варианте такая таблица представляет собой квадрат, состоящий из 25 ячеек, в которых на белом фоне хаотично расположены числа от 1 до 25. В процессе тренировки человек должен как можно скорее отыскать их в правильной последовательности (от меньшего к большему). Нетренированный человек, как правило, тратит на выполнение этого задания достаточно много времени, поскольку его взгляд поочередно фокусируется на каждой из 25 цифр. По мере «прокачки» периферического зрения точка фокусировки постепенно перемещается в центр, и остальные цифры легче определяются без смены фиксации взгляда. Благодаря этому человек тратит все меньше и меньше времени на выполнение упражнения. Стандартный формат таблицы для новичков содержит 25 ячеек. Однако существуют и другие виды этого простого и эффективного зрительного тренажера. Для профессионалов разработаны варианты на 100 ячеек (цифры от 1 до 100), а также таблицы с буквенными матрицами (вместо цифр в них нужно искать буквы алфавита). Кроме того, большой популярностью пользуются детские таблицы Шульте на 9 ячеек.

  • Располагать таблицу следует на расстоянии 45-50 сантиметров от глаз;
  • Тренироваться желательно в сидячем положении;
  • Фиксировать цифры в таблице нужно только взглядом (не следует проговаривать их вслух);
  • Занимайтесь минимум 3 раза в неделю. Уделяйте тренировке с таблицей примерно 20-30 минут;
  • Старайтесь избегать зрительного переутомления. Если чувствуете, что глаза устают, завершите упражнение раньше времени;
  • При желании занимайтесь онлайн, воспользовавшись специальной программой для генерации таблиц Шульте в неограниченном количестве.

Пользуетесь контактными линзами? Рекомендуем ознакомиться с широким ассортиментом высококачественной продукции от мировых брендов, таких как Air Optix , Acuvue , Soflens , PureVision , Dailies и пр., в интернет-магазине . У нас Вы сможете выгодно заказать товары и получить их в кратчайший срок!