Правила по технике безопасности на занятиях гимнастикой. Презентация на тему "техника безопасности на уроках гимнастики". Требования безопасности при аварийных ситуациях

  • 23.12.2023

Техника безопасности на уроках физкультуры по гимнастике

К занятиям допускаются учащиеся:

отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

прошедшие инструктаж по мерам безопасности;

имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую теме и условиям проведения занятий.

Учащийся должен:

иметь коротко остриженные ногти;

заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;

знать и выполнять настоящую инструкцию.

Гимнастические снаряды должны быть надежно закреплены, а их металлические опоры укрыты матами. Помните, что при выполнении упражнений на снарядах безопасность во многом зависит от их исправности:

Маты должны быть без порывов и укладываться в местах соскоков и вероятных падений;

Канат не должен иметь порывов и узлов;

Бревно должно иметь ровную поверхность без заусениц, трещин, шероховатостей и устанавливаться на высоту, соответствующую возрастным особенностям занимающихся;

Жерди брусьев должны быть сухими и гладкими, без трещин;

Перекладина должна быть гладкой, без ржавчины и наслоения магнезии;

Поверхность гимнастического коня должна быть ровной, сухой, без порывов.

Не выполняйте упражнения при наличии свежих мозолей на руках.

Выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдайте достаточные интервал и дистанцию. Не выполняйте сложные элементы без страховки, если нет уверенности в их выполнении.

Учащийся должен знать и выполнять инструкцию при занятиях спортивной гимнастикой. За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

II. Требования безопасности перед началом занятий

Учащийся должен:

переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);

убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;

под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятия;

по команде учителя встать в строй для общего построения.

Будьте внимательны при передвижении и установке гимнастических снарядов.

Не переносите и не перевозите тяжелые гимнастические снаряды без специальных тележек и устройств.

При переноске матов держитесь за специальные ручки сбоку по два человека с каждой стороны. При укладке следите, чтобы их поверхность была ровной и не сбивалась в комок, не было зазоров, а также наложения края мата на другой. Вся площадь вокруг бревна застилается матами в один слой, а в месте приземления - в два слоя.

На опорном прыжке в месте приземления уложите маты в два слоя, длиной не менее пяти метров.

Изменяя высоту брусьев вдвоем, ослабив винты, поднимите одновременно оба конца, держась за жердь, а не за металлическую опору. Ширина между жердями не должна превышать ширины плеч.

Высоту перекладины устанавливайте в положении, когда она лежит на полу.

Хорошая прочность растяжек и креплений должна обеспечить устойчивость снаряда. Не стойте под перекладиной во время ее установки.

Устанавливая прыжковые снаряды, выдвигайте ножки поочередно с каждой стороны, предварительно наклонив снаряд.

III. Требования безопасности во время занятий

Учащийся должен:

каждый раз перед выполнением упражнения проверять крепление стопорных винтов;

вытирать руки насухо, использовать магнезию;

выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;

при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая;

при появлении во время занятия боли в руках, покраснения кожи, водяных пузырей на ладонях прекратить занятие и сообщить об этом учителю;

переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.

Не стойте близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся, не отвлекайте и не мешайте ему.

Залезайте и спускайтесь с каната способом, указанным учителем. Не раскачивайте канат, на котором учащийся выполняет упражнение. Не используйте его не по назначению.

Прежде чем выполнять упражнение на бревне, разучите его и добейтесь уверенного исполнения на полу или гимнастической скамейке.

Выполняя упражнение на перекладине, необходимо помнить, что неточность в исполнении упражнения или недостаточно хороший хват приводит к срыву и падению.

Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления. При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом.

Выполняйте вольные и акробатические упражнения на матах или ковре. Перед выполнением упражнения убедитесь, что на ковре или матах нет посторонних предметов или учащихся, которые могут помешать выполнить задание. Во время выполнения упражнений не выбегайте на ковер, не мешайте другим.

IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях

Учащийся должен:

при получении травмы или ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;

с помощью учителя оказать травмированному первую медицинскую помощь, при необходимости доставить его в больницу или вызвать «скорую помощь»;

при возникновении пожара в спортзале немедленно прекратить занятие, организованно, под руководством учителя покинуть место проведения занятия через запасные выходы согласно плану эвакуации;

по распоряжению учителя поставить в известность администрацию учебного заведения и сообщить о пожаре в пожарную часть.

V. Требования безопасности по окончании занятий

Учащийся должен:

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

организованно покинуть место проведения занятия;

переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

вымыть с мылом руки.

В занятиях гимнастикой применяются самые разнообразные упражнения, которые редко встречаются в жизненной и трудовой практике. Они состоят из сложных двигательных действий, а их выполнение связано со специфическими условиями.

К наиболее существенным факторам, определяющим эти условия, относятся :

1. Наличие большого количества разнообразных по форме и содержанию движении, выполняемых на снарядах, специальных конструкциях.

2. Преобладание движений вращательного характера, с постоянно изменяющимся положением тела в пространстве.

3. Умение управлять движениями в полете и при приземлениях.

На занятиях по гимнастике должны предприниматься все меры, направленные на соблюдение техники безопасности во избежание травм.

К основным причинам травматизма относятся:

1. Несоблюдение правил организации и методики занятий.

2. Несвоевременная проверка оборудования и инвентаря.

3. Нарушение санитарно-гигиенических условий.

4. Отсутствие или несистематическое проведение врачебного контроля.

5. Недостаточная воспитательная работа с занимающимися.

В целях профилактики травматизма до занятий и соревнований необходимо :

А) подготовить учебную документацию (планы, конспекты);

Б) проверить соответствие мест занятий санитарно-гигиеническим требованиям, исправность оборудования и инвентаря, соответствие спортивного костюма и обуви каждого занимающегося требованиям безопасности и гигиены;

В) проверить наличие визы врача, разрешающего допуск к занятиям после перерыва, вызванного болезнью гимнаста или какими-либо другими причинами, а также допуск к соревнованиям.

Во время занятий следует :

А) соблюдать все правила их организации;

Б) проверять перед началом занятия на каждом снаряде исправность креплений, расположение матов возле снарядов, качество магнезии, канифоли;

В) использовать современные методы обучения, умело применять помощь и страховку.

Одна из наиболее распространенных причин травматизма – плохая организация занятий.

1. Строго соблюдать расписание и план каждого занятия.

2. Воспитывать у занимающихся сознательную дисциплину, требовать от них выполнения всех указаний.

3. Обеспечивать постоянный контроль за действиями каждого из обучающихся, запрещать им самостоятельно переходить от снаряда к снаряду.

4. Правильно размещать занимающихся, обеспечивая хорошую видимость снарядов, мест отталкивания и приземления. Устанавливать снаряды с таким интервалом, чтобы избегать столкновений занимающихся.

4. Программа по физической культуре для учащихся общеобразовательной школы (раздел "Гимнастика").

В программе В. И. Ляха, А. А. Зданевича программный материал делится на две части - базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент (лыжная подготовка заменяется кроссовой). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.


Вариативная (дифференцированная) часть физической культуры обусловлена необходимостью учета индивидуальных способностей детей, региональных, национальных и местных особенностей работы школ.

Программный материал по гимнастике усложняется по разделам каждый год за счет увеличения сложности элементов на базе ранее пройденных. Для прохождения теоретических сведений можно выделять время как в процессе ypоков, так и отдельно один час в четверти. Обучающиеся должны знать:

5-7 классы. Значение гимнастических упражнений для сохранения правильной осанки, развитие силовых способностей и гибкости. Страховка во время занятий. Основы выполнения гимнастических упражнений.

8-9 классы. Значение гимнастических упражнений для развития координационных способностей. Страховка и самостраховка во время занятий. Техника безопасности во время занятий.

Важной особенностью образовательного процесса в основной школе является оценивание учащихся. Оценивание учащихся предусмотрено как по окончании раздела, так и по мере освоения умений и навыков. По окончании основной школы учащийся должен показать уровень физической подготовленности не ниже результатов, приведенных в разделе "Демонстрировать", что соответствует обязательному минимуму содержания образования. По окончании основной школы учащийся сдает дифференцированный зачет.

Задачи физического воспитания учащихся 1-4 классов:

· укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;

· овладение школой движений;

· развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;

· формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;

· выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;

· приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;

· воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.

Задачи физического воспитания учащихся 5-9 классов:

· на содействие гармоническому развитию личности, укреплению здоровья учащихся, закреплению навыков правильной осанки, профилактику плоскостопия; на содействие гармоническому развитию, выбору устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации, на здоровый образ жизни;

· на обучение основам базовых видов двигательных действий;

· на дальнейшее развитие координационных и кондиционных способностей;

· на формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей на основе систем организма;

· на углубленное представление об основных видах спорта;

· на приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и занятиям лю­бимым видом спорта в свободное время;

· на формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;

· на содействие развития психических процессов и обучение психической саморегуляции.

ИНСТРУКЦИЯ №24
ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НА ЗАНЯТИЯХ
по гимнастике.

1. Общие требования безопасности

1.1. К занятиям гимнастикой допускаются дети дошкольного возраста и учащиеся с 1-го класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

1.2. При проведении занятий по гимнастике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

1.3. При проведении занятий по гимнастике возможно воздействие на обучающихся следующих опасных факторов:

Травмы при выполнении упражнений на неисправных спортивных снарядах, а также при выполнении упражнений без страховки;

Травмы при выполнении гимнастических упражнений без использования гимнастических матов;

Травмы при выполнении упражнений на спортивных снарядах с влажными ладонями, а также на загрязненных снарядах.

1.4. В спортивном зале должна быть медаптечка с набором необходимых медикаментов и перевязочных средств для оказания первой помощи при травмах.

1.5. При проведении занятий по гимнастике в спортивном зале соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. Спортивный зал должен быть обеспечен двумя огнетушителями.

1.6. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить учителю (преподавателю, воспитателю), который сообщает об этом администрации учреждения. При неисправности спортивного оборудования прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

1.7. В процессе занятий обучающиеся должны соблюдать порядок выполнения упражнений и правила личной гигиены.

1.8. Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

2. Требования безопасности перед началом занятий

2.1. Надеть спортивный костюм и спортивную обувь с нескользкой подошвой.

2.2. Протереть перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

2.3.Проверить надежность крепления перекладины, крепления гимнастического коня и козла, крепление стопорных винтов брусьев.

2.4. В местах соскоков со снарядов положить гимнастические маты так, чтобы их поверхность была ровной.

3. Требования безопасности во время занятий

3.1. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах без учителя (преподавателя, воспитателя) или его помощника, а также без страховки.

3.2. Не выполнять упражнения на спортивных снарядах с влажным ладонями.

3.3. Не стоять близко к спортивному снаряду при выполнении yпражнений другим обучающимся.

3.4. При выполнении прыжков и соскоков со спортивных снарядов приземляться мягко на носки ступней, пружинисто приседая.

3.5. При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

4. Требования безопасности по окончании занятий

4.1. Убрать в отведенное место для хранения спортивный инвентарь.

4.2. Протереть гриф перекладины сухой ветошью и зачистить мелкой наждачной бумагой, проветрить спортивный зал.

4.3. Снять спортивный костюм и спортивную обувь.

4.4. Принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

5.1.При появлении во время занятий боли в руках, покраснения или потертостей на ладонях, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю, воспитателю).

5.1 При возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать обучающихся из спортивного зала, cooбщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

5.3. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учреждения, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.


Техника безопасности на уроках гимнастики


Общие требования безопасности

К занятиям допускаются учащиеся:

отнесенные по состоянию здоровья к основной и подготовительной медицинским группам;

прошедшие инструктаж по мерам

безопасности;

имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую условиям проведения занятий.


Учащийся должен:

знать и выполнять настоящую инструкцию ;

иметь коротко остриженные ногти;

заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;

бережно относиться к спортивному инвентарю и оборудованию и не использовать его не по назначению;

не выполнять упражнения при наличии свежих мозолей на руках;

выполняя упражнения потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервал и дистанцию.

Не выполнять сложные элементы без страховки.


Требования безопасности перед началом занятий

переодеться в раздевалке, надеть на себя спортивную форму и обувь;

снять с себя предметы, представляющие опасность для других занимающихся (серьги, браслеты, часы и т. д.);

убрать из карманов спортивной формы колющиеся и другие посторонние предметы;


Требования безопасности во время

занятий

вытирать руки насухо, использовать магнезию;

выполнять сложные элементы и упражнения со страховкой;

при выполнении прыжков и соскоков приземляться мягко на носки ног, пружинисто приседая;

переходить от снаряда к снаряду организованно, по общей команде, способом, указанным учителем.

не стоять близко к снаряду при выполнении упражнения другим учащимся.





Перед выполнением опорного прыжка установите гимнастический мостик от снаряда на расстоянии в зависимости от ваших возможностей, способностей и подготовленности. Не начинайте выполнять упражнение, если есть помехи при разбеге или в месте приземления.

При выполнении опорного прыжка другим учащимся не перебегайте место для разбега. Осуществляйте страховку стоя за снарядом.




Требования безопасности по окончании занятий

Учащийся должен:

под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;

организованно покинуть место проведения занятия;

переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;

вымыть с мылом руки.

За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранен от участия в учебном процессе.

ДЕТСКАЯ ЦИРКОВАЯ ШКОЛА «МОЛОДОСТЬ»

ЦРТДЮ «СОЗВЕЗДИЕ»

Г. ОРСК

ИНСТРУКЦИЯ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО АКРОБАТИКЕ И ГИМНАСТИКЕ.

Профилактика травматизма на занятиях по акробатике и гимнастике напрямую зависит от профессионализма педагога, степени дисциплины обучающихся и других факторов.

Обучающиеся при поступлении в объединение детской цирковой школы «Молодость» обязаны пройти медицинский осмотр у врача-педиатра, инструктаж по технике безопасности и противопожарной безопасности.

На занятиях обучающиеся обязаны строго выполнять следующие требования:

1. Входить в зал только в спортивной форме и обуви.

2.Формадолжна быть без молний, пуговиц, застежек и других жестких или мешающих элементов, облегать тело, не иметь широких карманов и выступающих накладных деталей; внешний вид одежды должен быть чистым и опрятным.

3.Перед тренировкой снимать с себя часы, цепочки, кольца, браслеты, сережки и другие жесткие или мешающие предметы.

4.Бережноотносится к спортивному инвентарю, оборудованию зала, поддерживать чистоту и порядок в раздевалках и подсобных помещениях.

5.Уважительно относится ко всем членам группы, педагогам, работающим в ЦРТДЮ «Созвездие».

7.В случае опоздания или прихода раньше, в зал входить только с разрешения педагога.

8. В случае пропуска занятия заранее предупредить педагога и сообщить о причине.

9. Не использовать дезодоранты, туалетную воду, духи с резким запахом и пачкающую косметику.

10. Занимающимся необходимо знать правила противопожарной безопасности и план эвакуации из здания. В случае обнаружения неисправности электрооборудования следует незамедлительно сообщить об этом педагогу.

11. В случае возникновения пожара, сильного задымления, полного отключения электроэнергии в темное время суток необходимо прекратить занятия покинуть помещение согласно плану эвакуации.

12. Точно и своевременно выполнять указания педагога.

13. Качественно выполнять разминку.

14. В случае плохого самочувствия сообщать об этом педагогу.

15.При выполнении упражнений в группе соблюдать дистанцию и интервалы, необходимые для предотвращения столкновения.

16. Для выполнения элементов акробатики и гимнастики использовать гимнастические маты.

17.Выполнять элементы акробатики только при обеспечении страховки.

В свою очередь педагог обязан:

    Поддерживать на высоком уровне дисциплину и организованность на занятиях.

    Соблюдать санитарно-гигиенические нормы в объединении.

    Создавать благоприятный психологический климат на занятии.

    Требовать от обучающихся строгого соблюдения последовательности выполнения упражнений, их дозировку, темп и амплитуду движений.

    При работе в группах следить за соблюдением дистанции между детьми, исключающей ушибы и травмы.

    Следить за правильным выполнением приемов страховки и само страховки.

Избегать применения запрещенных движений

Инструкция по технике безопасности на занятиях

    Во время занятий следует соблюдать дисциплину и строго выполнять указания педагога;

    необходимо иметь спортивную единого черного цвета форму, отвечающую следующим требованиям: форма должна быть чистой и опрятной, хорошо впитывать влагу и пропускать воздух, быть удобной и позволяющей свободно двигаться;

    при выполнении упражнений потоком (один за другим) необходимо соблюдать достаточные интервалы;

    при выполнении акробатических упражнений (кувырки, колеса, мосты, перевороты, акробатические прыжки) необходимо использование гимнастических матов;

    при выполнении акробатических упражнений другими воспитанниками необходимо отойти на безопасное расстояние;

    во избежание случаев травматизма (растяжений, ушибов, вывихов, сотрясений мозга) необходимо четко следовать указаниям педагога (в начале занятия обязательно выполнить разминку, при выполнении акробатических упражнений приземляться мягко на носки, пружинисто приседая, не выполнять сложное акробатическое упражнение без страховки и т.д.);

    при появлении во время занятий болей, покраснения кожи, мозолей, головокружения, тошноты следует прекратить занятие и обратиться за помощью к педагогу;

    после занятий тщательно мыть руки с мылом;

    при занятиях акробатикой необходимо строгое соблюдение правил личной гигиены и содержания в порядке спортивной формы, костюмов, реквизита;

    необходимо бережно относиться к оборудованию.