ОФП (общая физическая подготовка) для гимнастов адаптированная. Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни Упражнения для развития выносливости

  • 06.06.2024

Физическая подготовка спортсменов, в том числе и юных, является одной из актуальных проблем современной теории и практики спортивной тренировки. С совершенствования технической подготовленности используются как средства специальной физической подготовки, так и гимнастические упражнения сопряженного воздействия .

Успешное осуществление всестороннего физического воспитания юных гимнасток во многом зависит от умелого подбора средств и методов физической подготовки на протяжении ряда лет в годичном цикле.

Полноценная физическая подготовка включает общую и специальную подготовку, между которыми существует тесная связь. Это разделение позволяет лучше построить педагогический процесс, используя различные средства и методы .

Специальная физическая подготовка непосредственно направлена на развитие физических качеств, специфичных для данного вида спорта. Средствами специальной физической подготовки являются: 1) соревновательные упражнения, т.е. целостные действия, которые выполняются с соблюдением всех требований, установленных для соревнований; 2) специальные подготовительные упражнени

непосредственно направленные на развитие физических качеств. Это упражнения, направленные на развитие мышечных групп, несущих основную нагрузку при выполнении целостного действия . Общая физическая подготовка направлена, прежде всего, на общее физическое развитие гимнастки, т.е. развитие физических качеств, которые хотя и не являются специфичными для данного вида спорта, но необходимы с точки зрения всестороннего повышения функциональных возможностей организма. Общая физическая подготовка обогащает спортсмена самыми разнообразными навыками. Несмотря на различное конкретное проявления физических качеств, все они имеют общие закономерности развития, на основе которых проявляются в том или ином виде спорта. Общая физическая подготовка направлена на общее гармоническое развитие всего организма, развитие всей его мускулатуры, укрепление органов и систем организма и повышение его функциональных возможностей, улучшение способностей к координации движений, увеличение быстроты, силы, выносливости, ловкости, гибкости, исправление недостатков телосложении и осанки у юных спортсменок. Конкретный выбор средств зависит от склонностей занимающихся, существующих традиций спортивного коллектива и имеющихся возможностей. Следует так же учитывать, что увеличение показателей одного из физических качеств(силы, скорости, выносливости, гибкости, координационных возможностей) невозможно при определенном уровне развития остальных .

Для юных гимнасток средствами общей физической подготовки будут ходьба, бег, лазание, упражнения для воспитания чувства равновесия, общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов, упражнения с отягощениями. Значительное место в программе их занятий должно быть отведено подвижным и спортивным играм, различным видам легкой атлетики, плаванию и прыжкам в воду .

Общая и специальная физическая подготовка должна быть представлена во всех видах годичного цикла - подготовительном, соревновательном (основном) и переходном, но соотношение и задачи меняются .

В первые годы обучения необходимо большое внимание уделять общей физической подготовке тле она способствует разностороннему развитию и повышению функциональных возможностей организма юных спортсменок. Общая физическая подготовка должна осуществляться на протяжении всего года, изменяясь в объеме в зависимости от периода подготовки. Авторы программ подчеркивают, что одним из важнейших условий в занятиях с юными гимнастами является сочетание специальной и общей физической подготовки, т.к. только при этом условии можно достичь высоких спортивных результатов.

Во многих видах спорта быстрота движений должна поддерживаться на предельном уровне в течении некоторого времени. Для этого нужна специальная выносливость. Многочисленные данные, свидетельствующие о том, что силовая подготовка является важным условием для развития других двигательных качеств .

И если вам удастся добиться того же, то подтянутое тело вам гарантированно.

Упражнение Кол-во повторений Альтернатива Кол-во повторений
1 Канат 1 Отжимания 15-20
2 Качалки 30 Качалки 30
3 Наскоки 40 Наскоки 40
4 Канат 1 Отжимания 15-20
5 Спичак 10 Уголок 10-30 сек.
6 Поднимание ног в висе 10 Поднимание ног лежа 20
7 Пистолеты 10 л. 10 п. Пистолеты 10 л. 10 п.
8 Спичак 10 Уголок 10-30 сек.
9 Хлопки 40 Хлопки 40
10 Поднимание ног в висе 10 Поднимание ног лежа 20
11 Прыжки с полного приседа 25 Прыжки с полного приседа 25
12 Книжки 15 Книжки 15
13 Горизонты 10 Качалки на животе и боках по 30
14 Проход по бревну в угле 2 Уголок 10-30 сек.
15 Сходы 15 Поднимание корпуса лежа на животе по 15

Можете распечатать эти упражнения, повесить себе на самом видном месте и при каждой возможности выполнять хотя бы что-то из списка. Не расстраивайтесь, если сразу не удастся выполнить все, скорее всего так оно и будет. Но надо стараться делать хотя бы столько, сколько получится, и вы увидите, что с каждым разом получается все больше и больше. Правда, на втором занятии может произойти откат, если хорошо потрудиться на первом, т.к. мышцы не привыкли к такой работе. Но не переживайте, немного терпения и вы обязательно увидите прогресс. Заниматься лучше 2-3 раза в неделю, чтобы у организма было время на восстановление. Так же, при сильном недомогании лучше вообще прекратить тренировку и отложить до следующего раза. Прислушивайтесь к своему телу, и оно вам подскажет.

Пред началом необходимо выполнить разминку или просто побегать. Все упражнения в программе делаются подряд, без остановок!!! На все упражнения должно уходить не более 30 минут. В этом главная суть! Таким образом, подключаются аэробные источники энергии и происходит активное сжигание жиров!!!

Комментарии к упражнениям.

  1. При наличии каната, подъем и спуск на одних руках. Ноги в уголке. Примерно как в известном мультфильме «Ну погоди», только ноги врозь. Если, конечно, пока так не получается, то просто подъем и спуск. Если каната нет, то просто отжимаемся.
  2. Качалки, лежа на спине. Руки прямые за головой, собраны в замок, ноги чуть приподняты. Получается фигура, напоминающая «лодочку». Попеременно начинаем поднимать верхнюю часть корпуса, потом ноги. Счет идет не на каждый раз, а на один полный цикл, то есть корпус + ноги.
  3. Наскоки выполняются на какую-либо жесткую поверхность, чем выше, тем сложнее. На улице, например, на какой-нибудь бетонный блок, скамья и т.п. Двумя ногами толкаемся от пола, прыгаем на поверхность, так же, отталкиваемся от поверхности ноги вместе, приземляемся на пол и тут же прыгаем обратно вверх.
  4. То же, что 1.
  5. Спичак – это сложное гимнастическое упражнение. Выполняется из упора сидя (уголок на прямых руках) с выходом в стойку на руках. Для его разучивания может потребоваться достаточно много времени, поэтому предлагается заменить его просто удержанием уголка на прямых руках. Удобнее делать, например, на стуле.
  6. Поднимание ног на шведской стенке или на перекладине. Прямые ноги поднимаются как можно выше, в оригинале это делается до лба (то есть носки касаются перекладины или стенки выше головы). Предлагается поднимать ноги хотя бы до прямого угла или, при отсутствии перекладины, лежа на 2-х сдвинутых стульях так, чтоб ягодицы находились на самом краю.
  7. Пистолеты вначале проще делать, держась за стул или любую другую поверхность. Стоя на одной ноге, друга прямая, чуть приподнята вперед, приседаем на опорной и возвращаемся в исходное положение. Вторая нога все время остается в висячем положении, до пола не дотрагивается.
  8. То же, что 5.
  9. Упор лежа, как на отжимания. Отталкиваемся руками таким образом, чтобы успеть произвести хлопок и возвращаемся в исходное положение.
  10. То же, что 6.
  11. Садимся в полный присед, толкаемся и выпрыгиваем так, чтобы ноги оторвались от пола. Руки работают снизу-вверх.
  12. Книжки выполняются из положения лежа на спине. Одновременно поднимаются руки и ноги, соприкасаясь в верхней позиции.
  13. Качалки на животе и боках выполняются по принципу, как в пункте 2 (на спине).
  14. То же, что 5.
  15. Лежа на животе, ноги закреплены (например, под диван), поднимаем корпус.

Движение — это жизнь. Так что больше двигайтесь и сами почувствуете, сколько энергии у вас прибавится. Все в ваших руках!

Школа художественной гимнастики имени Иры Чащиной приглашает девченок на занятия оздоровительной физической культурой либо ОФП.

Занятие по ОФП на сборах по художественной гимнастике в Казани "Динамо-2016"

Современные детки ведут неподвижный стиль жизни, а это существенно сказывается на их самочувствии. Здоровье малыша – залог спокойствия родителей. Хорошим решением для вашего ребенка , является оздоровительная физическая культура! Занятия посодействуют сделать лучше не только лишь физическое здоровье, но поменять свое мышление. Развить положительный взор на мир вокруг нас.

Мы разработали специальную программку для деток. направленную на работу позвоночника укрепление мышечного корсета, улучшение пластики и гибкости координации движений. Что поможет ребенку сформировывать правильную осанку. Выполняя комплекс упражнений, ребенок получает «внутренний массаж», который улучшает кровоснабжение внутренних органов. Содействует выведению вредных веществ из организма, улучшению пищеварения и обмена веществ. Нормализуется вес малыша.

Не считая того, разработанный оздоровительный комплекс – красивый вид двигательной активности, он также ориентирован на тренировку концентрации внимания. Содействует отдыху и расслаблению после интеллектуальных нагрузок.

Что содержит в себе занятие?

Занятие направленно на развитие гибкости, пластики, силовой выносливости, проработки главных мускул тела, развитие творческих возможностей, чувства музыкального слуха.

Занятий содержит в себе сходу несколько направлений таких как:

Оздоровительная гимнастика Хореография Ритмика Срейчинг (растяжка) Общая физическая подготовка Дыхательная гимнастика Точечный массаж Развитие маленькой моторики И новое направление Детская Йога!

Что такое детская йога и для каких целей она нужна?

Йога #8212; это универсальная система, которая подойдет хоть какому. 3десь нет условностей, потому непринципиально, какого возраста, нрава и какой степени подготовки ваш ребёнок. Йога может стать восхитительной игрой, в которую ребенок сумеет играть совместно с вами!

Йога – эта старая система, направленная не только лишь на оздоровление и укрепление организма, да и обретение спокойствия, душевного спокойствия. Это здоровое тело и здоровый дух, также метод самопознания, самосовершенствования, раскрытия собственных возможностей, восприятия мира вокруг нас.

Группа Baby фитнес (с 2-х лет)

Развитие маленькой моторики Формирование чувства музыкального темпа Упражнения регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание Оздоровительная гимнастика Хореография Ритмика Фитнес аэробика Стрейчинг (растяжка) Общая физическая подготовка Дыхательная гимнастика Точечный массаж Корректировка осанки, профилактика плоскостопия И новое направление детская йога.

Невзирая на неплохую восприимчивость, дети очень подвижны и им бывает тяжело длительно концентрироваться на повторении каких или движений. Потому занятия йогой для их, происходят в процессе игры. Выполнение асан основывается на подражании, а чтоб детям было легче уяснить их наименования, употребляются знакомые слова: «лягушка», «лук», «кузнечик», «кошка». Это дополнительно провоцирует энтузиазм к занятиям. А так же улучшает память, развивает наблюдательность и воображение малыша.

В особенности полезна йога для учеников младших классов. Подтверждено, что базы здоровья ребенка , закладываются в возрасте до 8 лет. Йога помогает биться с искривлением позвоночника, увеличивает сопротивляемость организма к разным болезням. Позволяет освободиться природной активности малыша, потому в особенности показана детям неусидчивым, с приметной гиперактивностью. Школьники, специализирующиеся йогой, становятся более дисциплинированными, меньше устают и лучше обучаются!

Занятия йогой содействуют также:

Преодолению неуверенности внутри себя. Обретение физического и душевного спокойствия. Предотвращению развития сколиоза и выработке неплохой осанки. Достижению гармонии с миром вокруг нас. Пониманию собственной особенности.

Исследования проявили, что у деток, часто занимающихся йогой улучшаются дела в семье, с друзьями. Они становятся более выдержанными. У таких деток существенно увеличивается успеваемость, увеличивается самооценка, увеличивается целеустремлённость. Вырастая. они просто достигают фуррора во всех областях собственной жизни.

Тезисы

ОФП в художественной гимнастике |. ОФП в художественной Шаг минского Кубка мира по художественной гимнастике (ФОТО. Черта средств офп и сфп на шаге. Черта средств офп и сфп на шаге исходной подготовки в художественной, что. Программки по художественной гимнастике. Система долголетней спортивной подготовки в художественной в гимнастике. что в ряде. Общая физическая подготовка (ОФП - Кошер) в художественной. В данной статье Марина растолкует что такое общая физическая подготовка в художественной. Художественная гимнастика для деток в Томске. Занятия художественной гимнастикой ЧТО ТАКОЕ гимнастике в. Упражнения и предметы | Художественная гимнастика. В художественной гимнастике В художественной гимнастике что обрезать. Виды прыжков в художественной гимнастике. в художественной такое изречение Разбег в художественной гимнастике , в отличие от. Физическая и техно подготовка спортсменок. в гимнастике. Конкретно с ОФП в гимнастике, что В художественной. Верная растяжка в художественной гимнастике. В художественной гимнастике случаются не только лишь острые, да и приобретенные травмы. Школа художественной гимнастики "PUDRA". Что такое Мастер-классы чемпионок по художественной группы по гимнастике в.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС

«ТОРПЕДО»

Утверждено директором

МБУ ФОК «ТОРПЕДО»

Тихомировым А.А.

«___» ________ 2016 г.

Рабочая программа

«ОФП для групп по художественной гимнастике»

тренера по ОФП Мордашовой Е.Г.

Возраст учащихся: 6 -1 6 лет

Срок реализации: 1 год

г. Павлово

2016

Содержание

I. Пояснительная записка ……………………………………………………… 3

II. Учебно-тематический план ………………………………………………….5

III. Содержание программы …………………………………………………..... 7

IV. Методическое обеспечение образовательной программы……………... 14

V. Литература………………………………………………………………….. 17

    Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности (далее Программа) составлена в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012г. № 273 – ФЗ, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 29 августа 2013г. № 1008, Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013г. № 731,Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 12 сентября 2013г. №730, Федеральным стандартом спортивной подготовки по виду спорта художественная гимнастика (приказ Министерства спорта РФ от 05 февраля 2013 г. №40), Приказом Министерства спорта Российской Федерации от 27 декабря 2013 г. № 1125. Рабочая программа составлена на основе основной рабочей программы по художественной гимнастике, составленной тренерским советом СК «АССОЛЬ» ФОК «ТОРПЕДО» г. Павлово.

Основные направления программы:

Эта учебная программа предназначена в помощь для тренеров - преподавателей, работающих в спортивных оздоровительных группах по художественной гимнастики, рассчитана на возрастные группы 6-16 лет. Срок освоения программы 1 год. Программа служит фундаментом для эффективного построения многолетней подготовки по оздоровительной художественной гимнастике. Она достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальные творческие способности.

Цель программы: создание единого направления в учебно- тренировочном процессе для формирования физического, хореографического, музыкального развития воспитанников в спортивно-оздоровительных группах.

Главная задача учебно-тренировочного процесса укрепление здоровья и закаливание организма обучающихся, разносторонняя физическая подготовка и развитие специальных физических способностей, необходимых для овладения элементами художественной гимнастики.

Задачи программы:

Обучающие:

Овладение, закрепление и совершенствование разнообразных двигательных умений навыков.

Овладение основами техники упражнений без предмета и с предметами.

Развивающие:

Развитие специфических качеств, пластичности, танцевальности, музыкальности, выразительности и творческой активности.

Разносторонняя общая физическая подготовка и развитие двигательных качеств: координационных способностей и ловкости, гибкости, силы, быстроты и равновесия.

Воспитывающие:

Воспитывать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка

Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к окружающей действительности.

Участники программы должны относиться к основной группе здоровья и не иметь противопоказаний врача для занятий гимнастикой.

Актуальность программы состоит в том, что разнообразные формы, методы и средства обучения и воспитания, предполагаемые программой, позволяют не только благотворно влиять на физическое, нравственное, эстетическое развитие воспитанниц, но и осознать свою индивидуальность, неповторимость и научить видеть красоту вокруг себя и в себе.

Основные формы организации образовательного процесса: групповые учебно-тренировочные занятия, участие в показательных выступлениях, массовых праздниках.

Годовой учебный план занятий рассчитан на 36 недель с максимальной нагрузкой 3 часа в неделю (минимальная нагрузка - 2 часа).

Основная форма отслеживания результатов: воспитанницы демонстрируют свои достижения на открытых занятиях, городских мероприятиях дополнительного образования, показательных выступлениях.

II. Учебно - тематический план

1 год обучения (2ч. в неделю)

Раздел

Количество часов

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

Теоретическая подготовка

Общеразвивающие упражнения

Строевая подготовка

Контрольные испытания

ИТОГО:

2-3год обучения (3ч. в неделю)

Раздел

Количество часов

ТЕОРИЯ

ПРАКТИКА

ВСЕГО

Теоретическая подготовка

Общеразвивающие упражнения

Строевая подготовка

Изучение и совершенствование техники упражнений

Контрольные испытания

ИТОГО:

108

III. Содержание программы.

1.Теоретическая подготовка

Теоретическая подготовка проводиться в форме бесед, лекций и непосредственно в тренировке органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовкой как элемент практических занятий.

Теоретические занятия должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Учебный материал распределяется на весь период обучения. При проведении теоретических занятий следует учитывать возраст занимающихся и излагать материал в доступной форме. В зависимости от конкретных условий работы в план теоретической подготовки можно вносить коррективы.

Теоретическая подготовка в спортивно-оздоровительных группах проводится в виде коротких бесед в начале учебно-тренировочного занятия или в его процессе. Содержание бесед и полнота сведений зависят от контингента учащихся. Некоторые темы требуют неоднократного повторения, например: меры предупреждения травматизма, оказание первой медицинской помощи.

При проведении теоретических занятий необходимо воспитывать чувство патриотизма, любви к своей родине и гордости за нее!

Теоретическая подготовка:

1.Инструктаж по технике безопасности на учебно-тренировочном занятии.

2. Правила поведения в спортзале.

3. Гигиенические основы занятий:

Одежда и обувь для занятий;

Влияние утренней гимнастики на занимающегося;

4. Питание и режим дня занимающихся;

5. Общие теоритические понятия и терминология;

6. Влияние физических упражнений на организм занимающихся;

7. Психологическая подготовка;

8. Закаливание организма занимающихся и укрепление иммунитета;

9. Особенности развития организма занимающихся;

10. Оказание первой медицинской помощи;

11. Правила дорожного движения и поведения на дорогах;

12. Активный отдых. Режим дня.

2. Общая физическая подготовка

Общая физическая подготовка (ОФП) – это физическая подготовка, осуществляемая безотносительно к конкретному виду деятельности человека. Она направлена на укрепление здоровья и разностороннее развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие занимающихся, повышение работоспособности и развитие качеств без учета специфики избранного вида спорта. Основными средствами ОФП являются строевые и общеразвивающие упражнения.

Физическая подготовка – это организованный процесс, направленный на:

Всестороннее развитие организма занимающихся, укрепление опорно-связочного аппарата, сердечно сосудистой и дыхательной систем, совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;

Укрепление здоровья и повышение работоспособности;

Развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники упражнений гимнастики и исполнение их с требуемым качеством: амплитудой, скоростью, силой и др.

Основными средствами ОФП являются строевые, общеразвивающие упражнения. При выполнении строевых упражнений необходимо добиваться с самых первых занятий строгого сохранения интервалов и дистанций. Строевые упражнения легче усваиваются, если использовать подходящие образные сравнения. При выполнении ОРУ важно правильно дозировать упражнение. Дозировка зависит от индивидуальных возможностей детей. Выполняя ОРУ необходимо последовательно включать в работу разные группы мышц.

2.1.Строевые упражнения.

Основная стойка: построение в колонну; движение по кругу; ходьба на полу-пальцах; ходьба на пятках; мягкий шаг; ходьба в приседе; острый шаг; приставной шаг; легкий бег; бег с высоким подниманием бедра; бег с захлёстыванием ног назад; подскоки; галоп; полька; комбинация различных беговых и прыжковых упражнений. Строевые упражнения: повороты на месте, перестроение из одной колонны в 2-4, передвижения змейкой и по диагонали.

2. 2. Общеразвивающие упражнения (ОРУ).

-комплекс упражнений на развитие силы мышц рук и плечевого пояса, шеи и туловища, ног, голени и стопы

Комплекс упражнений на развитие силы мелких мышц кисти, плечевого пояса, шеи и туловища (спины и живота), мышц ног и стопы

Комплексы упражнений на развитие гибкости: позвоночного столба; локтевых и лучезапястных суставов; голеностопных, коленных и тазобедренных суставов

Развитие функции равновесия:

Стойки на различной опоре (пол, стул, ковер, скамейка) на одной ноге (с закрытыми и открытыми глазами).

Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая скамейка и гимнастическая палка)

Комплексы упражнений для развития силы всех групп мышц

Комплексы упражнений на развитие гибкости: позвоночного столба; локтевых и лучезапястных суставов; голеностопных, коленных и тазобедренных суставов

Комплексы упражнений для развития прыгучести

Комплексы упражнений для развития равновесия и координации

Комплекс упражнений с предметами (гимнастическая стенка)

Комплексы круговой тренировки для развития силы всех групп мышц

Комплексы упражнений на развитие гибкости: позвоночного столба; локтевых и лучезапястных суставов; голеностопных, коленных и тазобедренных суставов

Комплексы упражнений для развития прыгучести

Комплексы упражнений на развитие быстроты, ловкости и общей выносливости (эстафеты).

Результаты освоение учебной деятельности.

По итогам года обучения, занимающиеся должны освоить базовые навыки элементов ОФП, изучить азы хореографической и акробатической подготовки и освоить программу упражнения без предмета, упражнения с предметом.

Система контроля и зачетные требования.

НОРМАТИВЫ ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ.

Развиваемое физическое качество

Контрольные упражнения (тесты)

результат

Гибкость

И.П. - сед, ноги вместе

Наклон вперед

Фиксация положения 5 счетов

"5" - плотная складка, колени прямые

"4" - при наклоне вперед кисти рук выходят за линию стоп, колени прямые

"3" - при наклоне вперед кисти рук на линии стоп, колени прямые

Гибкость

И.П. - лежа на животе

"Рыбка" - прогиб назад в упоре на руках со сгибанием ног

Измеряется расстояние между лбом и стопами

"5" - касание стопами лба

"4" - до 5 см

"3" - 6 - 10 см

При выполнении движения колени обязательно вместе

Гибкость

И.П. - стойка ноги вместе, руки вверх, в замок.

Отведение рук назад

"5" - 45°

"4" - 30°

"3" - 20°

Координационные способности

Равновесие на одной, другую согнуть вперед, стопа прижата к колену опорной ноги, руки в стороны

Рисунок (не приводится)

"5" - удержание положения в течение 6 секунд

"4" - 4 секунды

"3" - 2 секунды

Выполнять с обеих ног

Скоростно-силовые качества

Прыжки толчком двух ног

Оценивание по 5-бальной системе (легкость прыжка, толчок)

Сокращение, содержащееся в таблице: "И.П." - исходное положение.

Средний балл - 5,0- 4,5 - высокий уровень специальной физической подготовки

4,4 - 4,0- выше среднего

3,9 - 3,5 - средний уровень специальной физической подготовки

3,4 - 3,0 - ниже среднего

2,9 и ниже - низкий уровень специальной физической подготовки.

IV . Методическое обеспечение образовательной программы:

К каждому разделу содержания программы прилагается организационно-методические указания. Таким образом, проследим методическую последовательность учебно-тренировочного процесса.

Физическими качествами человека принято называть отдельные его двигательные возможности, такие как:

1) Координация - способность к целесообразной организации мышечной деятельности, за счет включения в работу только необходимых мышечных групп целесообразной скоростью и силой мышечных напряжений;

2) Ловкость - это способность быстро осваивать новые движения и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки;

3) Гибкость - это умение хорошо расслаблять мышцы, способность выполнять движения с большой амплитудой, пассивно и активно;

4) Сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий в статических и динамических движениях;

6) Быстрота - способность быстро реагировать и выполнять движения с большой скоростью и частотой;

7) Прыгучесть - скоростно-силовое качество, проявляющееся в высоте отталкивания;

8) Равновесие - это способность сохранять устойчивое положение тела. Различают статическое равновесие - в позах, и динамическое равновесие - в движениях;

9) Выносливость - способность противостоять утомлению и длительное время выполнять работу без снижения эффективности.

Все выше перечисленные качества, развиваются в определенные сенситивные периоды, имеющие значения для занятий оздоровительной гимнастикой.

Координационные способности развиваются наиболее интенсивно с 9-10 до 11-12 лет. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий, улучшается способность к воспроизведению заданного темпа движений. Девочки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций, что обусловлено завершением формирования функциональной сенсомоторной системы, достижением максимального уровня во взаимодействии всех анализаторных систем и завершением формирования основных механизмов произвольных движений.

В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня.

Гибкость . Рост этого качества интенсивно увеличивается в возрасте от 6 до 10 лет. Максимальный скачок в развитии этого качества приходит на 10 лет. В последующие годы гибкость развивается в основном под влиянием специальной тренировки.

Сила. Естественный рост силы мышц незначителен до 11-12 лет. С началом полового созревания (с12 до14 лет) темпы ее роста заметно увеличиваются. Наиболее интенсивное развитие силы имеет место в14-17лет.

Быстрота. Развитие быстроты наблюдается с 7 до 20 лет. Наиболее интенсивные темпы естественного роста этого качества происходят от 9 до 11 лет, в момент полового созревания от14 до 15 лет и позже.

Прыгучесть . Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований.

Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания.

Равновесие. Сенситивный период работы над устойчивым положением соответствует возраст от 7 до 14 лет. Примерно к 10 годам идёт работа над равновесиями в усложненных условиях: после динамических движений; после раздражения вестибулярного анализатора; с выключенным зрением; на уменьшенной и повышенной опоре.

Выносливость. Аэробные возможности организма и, в частности, аэробная мощность, характеризуемая показателем максимального потребления кислорода, увеличивается с возрастом. Наиболее интенсивно увеличиваются показатели аэробной мощности в период полового созревания(14-15) лет и замедляются только после 18 лет. При этом относительный показатель МПК почти не изменяются в возрасте от 10 до 17 лет.

V. Список литературы.

1.Адаптированная программа для учащихся ДЮСШ художественной гимнастике (МБОУ ДОД ДЮСШ №1) г. Смоленск 2013 г.

2. «Художественная гимнастика» учебник под общей редакцией профессора Л.А.Карпенко, Всероссийская Федерация художественной гимнастики, Санкт-Петербургская Государственная академия физической культуры имени П.Ф.Лесгафта, Москва, 2003.

3. Л. А. Карпенко, И. А. Винер, В. А. Сивицкий Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: Учебное пособие/ ВФГСТ СПбГУФК им. П.Ф.Лесгафта. – М., 2007.

4. А.Васильева "Программа воспитания и обучения в детском саду" Москва, Просвещение, 1985.

5. Е.Н. Вавилова "Учите бегать, прыгать, лазать, метать".

6. Пособие для воспитателей детского сада. Москва, Просвещение, 1983.

7. Н.В. Гуреев. "Активный отдых" Москва, Советский спорт, 1991.

8. М. А. Годик, А.М. Барамидзе, «Стретчинг подвижность гибкость

9. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств /

10. М.Ф. Литвинова "Русские народные подвижные игры" Москва, Просвещение,1986.

11. Т. Нестерюк, Шкода А. "Гимнастика маленьких волшебников. Элементы йоги для детей" Москва, ДТД, 1993.

12. Е.С. Крючек Санкт-Петербургская государственная академия физической культуры им П.Ф. Лесгафта, учебно-методическое пособие.

13. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вузов физической культуры / Л.П.Матвеев. - 5-е изд., испр. и доп. – М.: Советский спорт, 2010. – 340 с.: ил.

14. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов. - К.: Олимпийская литература, 1999 - 320с.

15. Мельников В.Н. Психология - Учебник для институтов физической культуры – М.: Физкультура и спорт, 1987. – 138 с.

16. Никитушкин В.Г. и др. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г.Никитушкин, П.В.Квашук, В.Г.Бауэр. – М.: Советский спорт, 2005. – 232 с.: ил.

17. Никитушкин В.Г. Система подготовки спортивного резерва – М.: ВНИИФК, 1994. – 320 с.

18. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения [Текст] / В.Н.Платонов. – М.: Советский спорт, 2005. – 820 с.: ил.

19. Ростовцев В.Л. Современные технологии спортивных достижений. – М.: «ВНИИФК», 2007. – 199 с.

20. Суслов Ф.П., Сыч В.Л., Шустин Б.Н. Современная система спортивной тренировки. – М.: СААМ, 1995. – 445 с.

21. Теория и методика физической культуры: учебник для ВУЗов/ под ред. Ю.Ф. Курамшина - М.: Советский спорт, 2010 - 464 с.

22. Филин В.П. Воспитание физических качеств у юных спортсменов. – М.: Физкультура и спорт. 1974. – 232 с.

Что такое ОФП, сегодня знает каждый школьник. Уроки физкультуры, помимо обучения занимательным спортивным играм, призваны развить возможности детей. Для этого используют общефизическую подготовку. Она является не только частью школьной программы. ОФП обязательна для профессиональных спортсменов. Незаменима она и для приверженцев здорового образа жизни. Познакомимся с целями, основным комплексом упражнений ОФП и возрастными нормативами.

Цели

Общефизическая подготовка направлена на развитие силы, выносливости, гибкости, ловкости и скорости человека. Кроме того, не стоит забывать, что любая физическая активность укрепляет здоровье. ОФП положительно влияет на организм на молекулярном уровне. Она существенно улучшает физиологические и биохимические процессы. Организм становится более стойким к негативным воздействиям, повышается иммунитет, замедляются процессы старения.

Задаваясь вопросом, что такое ОФП, многие воспринимают ее как спорт. Но это не совсем верно. Обеспечивая всестороннее развитие человека, ОФП является базой для специальной физической подготовки.

Тест Руфье - Диксона

Перед занятиями ОФП необходимо правильно оценить физические качества человека. Тест (или проба) Руфье-Диксона представляет собой специальный нагрузочный комплекс, предназначенный для определения работоспособности сердца при различных уровнях физической активности.

Выделяют прямые и косвенные методы оценки. Суть их заключается в измерении сердечных сокращений в периоды восстановления после физических нагрузок. Частоту пульса определяют в положении лежа, в течение 15 секунд, перед выполнением упражнений (обычно приседаний) и после них. За минуту перерыва сердечные сокращения измеряют дважды. Затем три показателя суммируют, умножают на 4 и вычитают 200. Полученное число делят на 10. Если величина индекса составляет меньше 3, это говорит о хорошей работоспособности человека. Средний результат колеблется от 3 до 6. Промежуток 7-9 говорит об удовлетворительной работоспособности. А вот показатели от 10 и выше указывают на сердечную недостаточность.

Такой тест следует проводить каждые восемь недель. Изменения результатов говорят об улучшении или ухудшении физической формы (т. е. перетренированности).

Как строить комплексы упражнений?

Основу общефизической подготовки может составлять любой вид спорта (легкая атлетика, плавание, единоборства, подвижные игры и т. д.). Важно помнить при построении комплексов упражнений ОФП, что такого рода программа направлена на гармоничное развитие физических навыков. Необходимо исключить узкую специализацию. Например, нельзя интенсивно развивать силу в ущерб гибкости либо скорость в ущерб силе.

Упражнения ОФП отличаются по категории, методу выполнения и зоне воздействия. Логичнее начинать с простых, постепенно переходя к сложным. Для начала можно взять из каждой категории по одному простому упражнению. И в течение первого месяца увеличивать количество повторений и подходов. Это позволит плавно и корректно изменить вектор нагрузки на организм и подготовить себя к следующему уровню.

График занятий

Чтобы тренировки ОФП оказались максимально полезными и не нанесли вреда организму новичков, количество их не должно превышать трех дней в неделю. Обычно занятия проводятся в понедельник, среду и пятницу. Каждый тренировочный день предполагает выполнение упражнений из одной категории либо их сочетание. Продвинутый уровень подготовки позволяет заниматься чаще, с одним-двумя перерывами в неделю.

Перед началом тренировок ОФП рекомендуется выполнить тест на максимум физической выносливости. Для этого необходимо провести разминку и выполнить весь комплекс упражнений (по плану, одно за другим) с перерывом в две минуты. Важно выложиться на 100 % с максимальным количеством повторений. Данный тест следует проводить и при переходе на следующий уровень подготовки.

Разминка

Начинать каждое занятие ОФП следует с разминки. Она предполагает разогрев мышц тела, мобилизацию суставов, легкую растяжку и учащение пульса. На проведение этой части программы, как правило, уходит не более пяти минут. Правда, если комплекс ОФП является базой для профессиональных спортсменов, то разминка дополнительно может включать упражнения со скакалкой (не более минуты) и два-три упражнения из основного комплекса (по три-четыре повторения).

Силовые упражнения

Одной из целей программы ОФП является развитие силы. И достичь ее помогают такие упражнения, как отжимания, подтягивания, жим стоя, качание пресса, приседания, планка. Это основной комплекс. Его следует выполнять в четкой последовательности.

Обратим внимание на технику выполнения определенных упражнений.

Новичкам отжимания лучше делать, стоя на коленях. Количество повторений колеблется от 1 до 15 в 3-4 подхода. В дальнейшем можно переходить на упор лежа с теми же числовыми показателями выполнения.

Подтягивания делают на низкой перекладине с узким и обратным хватом. Количество повторений составляет от 1 до 15 раз.

Приседания новички выполняют на двух ногах от 1 до 30 раз. Профессиональные спортсмены и люди с высоким уровнем подготовки усложняют это упражнение, делая его на одной ноге. Количество повторений то же, на каждую ногу.

Планку держат на полу от 60 до 90 секунд. Угол между полом и руками составляет 45 градусов. Новички могут выполнять это упражнение, опираясь на локти. Время удержания должно составлять не менее 30 секунд.

Профессионалы к общему силовому комплексу ОФП добавляют тягу за голову сидя на полу (с амортизатором), боковую планку и ягодичный мостик (с двумя или одной ногой).

Кардиозанятия

Кардиоупражнения включают прыжки со сменой ног, бег на короткие и длинные дистанции, прыжки со скакалкой. В данном комплексе не стоит забывать о темпе. Например, количество прыжков со сменой ног в минуту составляет примерно 45-50. А в прыжках со скакалкой оптимальным показателем является 100 раз в минуту.

Профессиональные спортсмены иногда данный комплекс совмещают с силовыми упражнениями. По времени он не должен превышать 10 минут.

Для того чтобы упражнения выполнялись легче и без лишней нагрузки на сердце, необходимо помнить о дыхании. Его следует держать в определенном ритме вдоха и выдоха.

Заминка

Если разминка необходима для разогрева тела перед тренировкой ОФП, то после нее рекомендуется правильно «остыть». Для этого предназначена заминка. Интенсивность выполнения упражнений способствует учащению дыхания и пульса. Если резко остановиться, закончив тренировку, может возникнуть тошнота и головокружение. Это связано с тем, что кровь, находящаяся в большом количестве в мышцах, не успевает поступить к внутренним органам. Заминка же позволяет сгладить переход к отдыху после ОФП.

Что такое нагрузка на сердечную мышцу, можно ощутить именно при игнорировании данного компонента программы. Ведь в процессе его нормализуется артериальное давление и снижается общая температура тела. Заминка также позволяет снизить посттренировочную боль и ломоту, помогает качественнее восстановить силы.

Данная часть программы ОФП включает две фазы. На первой спортсмену необходимо постепенно привести пульс и дыхание в привычную норму. Для этого рекомендуется плавное прекращение выполнения упражнений, снижение ритма.

На второй фазе происходит растяжка мышц, на тренировку которых был направлен комплекс упражнений ОФП. Это способствует выводу продуктов метаболизма и нормализации местного кровотока. Также растяжка разгоряченных мышц делает их более гибкими и эластичными.

Выполнять заминку лучше плавно без рывков и боли. Натяжение мышц рекомендуется задерживать на 20-40 секунд.

Упражнения заминки включают плавное потягивание руками головы в разные стороны, сгибание ног по очереди (стоя, пятка касается ягодиц), складку (наклон к ногам в положении сидя на полу), скручивание позвоночника в положении лежа на полу, растяжку плечевых суставов и т. д.

Нормативы

Уровень развития физических качеств человека оценивается согласно нормативам ОФП. Школьная программа имеет четкую таблицу показателей, которые меняются в зависимости от возраста и пола ребенка. Нормативы позволяют проводить аттестацию учащихся на уроках физкультуры.

Приведем основной комплекс ОФП в школе и количественные показатели в таблице.

Возраст (лет)

Физические упражнения

отжимания в упоре лежа (кол-во раз)

прыжки в длину с места (сантиметры)

поднимание туловища (кол-во раз)

вис на перекладине (секунды)

наклон туловища вперёд (сантиметры)

Школьная программа общефизической подготовки включает и бег на время. Дистанции составляют от 60 до 1000 метров, а также «челночный» бег (3 х 10 м).

Для студентов показатели выше и комплекс упражнений шире. Это видно в следующей таблице.

Упражнение

Бег 60 м (секунды)

Бег 100 м (секунды)

Бег 500 м (минуты, секунды)

Бег 1000 м (минуты, секунды)

Прыжки в длину с места (сантиметры)

Подтягивание (юноши, кол-во раз)

Сгибание и разгибание рук (девушки, кол-во раз)

Плавание 50 м (секунды)

Лыжные гонки 2 км (мин, с)

Что касается профессиональных спортсменов, то нормативы здесь во многом зависят от вида спорта и уровня подготовки. Людям, желающим просто поддержать себя в хорошей форме, рекомендуется ориентироваться на нормативы, предназначенные для аттестации студентов 1-3-го курсов.