Маршруты разные — гонка одна: из истории ралли «Париж-Дакар. Легенды «Дакара»: Пять самых успешных команд в истории ралли-рейда Правила дакаровской гонки минимальны

  • 07.04.2024

Инициатором гонок «Париж-Дакар» был француз Тьерри Сабин, который в 1977 году заблудился на мотоцикле в пустыне. Его спасли аборигены, казалось, надо радоваться и больше никогда в пустыню не возвращаться. Но Сабин был не таким человеком, его настолько восхитила пустыня, что он захотел показать ее красоту всем. Экстремал составил маршрут ралли, который объединил континенты. Начало - Париж в центре Европы, конечная точка - Дакар на самом западе Африки. Трасса «Париж-Дакар» проходила через Алжир, но потом усложнилась политическая обстановка, и гонщики стали проезжать через Марокко или Ливию.

Маршрут знаменитого ралли, до сих пор считающегося самым сложным и престижным, не раз менялся. Причем изменения были весьма серьезными.

  • В 1989 году трасса «Париж-Дакар» прошла через Тунис и Ливию, а еще год спустя Тунис был исключен из маршрута. Из Франции стали переправляться в Триполи (ливийскую столицу);
  • В 1992 году первый раз в истории гонки завершились не в том городе, который дал им имя, а в Кейптауне. Трасса прошла через всю Африку;
  • 1994 год - маршрут сделали закольцованным;
  • 1995 год тоже внес свои коррективы: старт автосостязаниям был дан не в Париже, а в Гренаде.

К сожалению, зачастую маршрут невероятно интересной и сложной гонки «Париж-Дакар» менялся по соображениям безопасности - устроители боялись террористических актов и не хотели рисковать. Поэтому в 2000 году ралли снова пришлось заканчивать не в родном для него Дакаре, а у подножия таинственных пирамид в Египте. В 2008-ом впервые марафон был отменен - снова из-за угроз террористов.

Маршрут 2015 года

Сейчас у гонки «Париж-Дакар» маршрут изменился уже полностью. От прежних лет на память сохранилось только название «Дакар». Теперь вся трасса проходит по Южной Америке, в 2015 году машины стартуют из Буэнос-Айреса. Путь составит 9 000 километров (стоит отметить, что 5 000 - спецучастки), чтобы гонщики, проехав по Аргентине, Чили, Боливии, вернулись снова в Буэнос-Айрес. На карте этот маршрут выглядит почти идеально ровным кругом.

Как бы ни менялась трасса «Париж-Дакар» на карте, непременным остается дух соревнования, смелость и решительность спортсменов, готовых к риску и преодолению трудностей.

    Известный французский мотогонщик Тьерри Сабин пришел к идее организации чисто пустынного ралли в 1977 году, после того, как сам заблудился в песках Тенере (район Ливийской пустыни) и был спасен туарегами: Сабин посчитал, что гонка по пустыне Сахара станет настоящим испытанием - челледжем для сильнейших гонщиков всего мира.
    

МОТОГОНКИ.РУ, 2 января 2018 - Он собрал группу увлеченных и 26 декабря 1978 года на площади Трокадеро в Париже стартовала первая внедорожная многодневка, изменившая авто- и мотоспорт до неузнаваемости. Тот «Дакар» называется Дакаром 1979 года, но отсчет начинается все же с 78-го.

Что изменилось за 40 лет?

Участники

В самом первом «Дакаре» приняли участие 182 экипажа: 90 мотоциклистов, 80 джипов и 12 грузовиков. До финиша добрались 74 стартовавших. С тех пор преобладание в стартовом списке именно мотоциклистов - визитная карточка ралли-марафона. В 1979 году не было деления на категории и классы техники, поэтому был только один подиум и один победитель, и им стал француз Сирил Невё на Yamaha XT500, а призовые места взяли Жиль Комт и Филипп Вассар - все трое на мотоциклах.


В 2017 году на старт вышли 143 мотоциклистов, 79 экипажей джипов, 50 экипажей грузовых автомобилей, а также 37 квадроциклистов и 8 экипажей UTV - всего 317 участников. Теперь каждый вид транспорта идет в своем зачете: BIKE, QUAD, UTV (SxS с 2018 года), CARS и TRUCS. Автомобили делятся на три подкатегории - T1, T2 и Open. В категории грузовых автомобилей неофициально участвуют (и получают стартовые номера) даже технички команд (класс T5).


Рекорд по количеству участников «Дакар» установил в 2005 году - 688 экипажей на старте, преимущественно, байкеров и джипов.

Маршрут

С 1978 по 2008 год гонка проводилась по Африке. В первом ралли маршрут был проложен по традиционно "французским" странам (бывшим колониям, где французский является государственным языком) - Алжиру, Нигеру, Мали, Верхней Вольте и Сенегалу. Затем, география гонки расширилась, в том числе, и по Европе: кроме Франции, маршрут стали прокладывать по Португалии и Испании; в список стран-участниц на африканском континенте вошли Марокко, Нигер, Египет, ЮАР, Ливия, Тунис, Мавритания и другие. Каждый год, несмотря на сохранение приверженности идее покорения пустыни, Тьерри Сабин придумывал все новые и новые маршруты, а длина маршрута варьировалась от 8000 до 15000 км, гонки продолжались от 10 до 20 дней.


С 2009 года гонка проводится в Южной Америке. Основной «базой» является Аргентина, где ралли стартовали и/или финишировали все эти 10 лет. В первые годы маршрут прокладывали по Чили, но в 2015 чилийская сторона была вынуждена отказаться от обеспечения гонки из-за технических, административных и финансовых сложностей. В 2017 году гонка взяла старт в Парагвае - для разнообразия. Теперь задействованы ресурсы Перу и Боливии, эти страны делят между собой бремя обеспечения каравана наравне с Аргентиной: на каждую страну приходится по трети маршрута. В 2018 году его продолжительность составит почти 9000 км: пути мотоциклистов, джиперов и грузовых авто будут расходиться несколько раз, поэтому суммарно байкеры преодолеют 8276 км, автомобили - 8793, а грузовики - 8710 км. 9000 км - новый «стандарт» длины маршрута ралли-марафона.


Условия гонки

Африканская глава «Дакара» - это история чисто пустынных гонок. Исключением стала редакция 1992 года из Парижа в Кейптаун (ЮАР), где часть маршрута проходила по нагорью Намибии с высотами до 2000 м, и где участникам пришлось переправляться через полноводные реки.


Южная Америка - это невероятный микс из классических раллийных трасс, пустынных и дюнных районов, а также высоких Андских Кордильер. С 2009 года перед участниками ралли стоит сложнейшая задача: им нужно быть готовым подниматься на 3000 м и спускаться до уровня океана. Высшей точкой маршрута последних лет стала отметка в 5000 м на пути по боливийскому Альтиплано (самому высокому плато после Тибета) в гонке 2017 года. Большая часть маршрутов по Боливии проходит на высоте более 2000 м над уровнем моря в течение нескольких дней.


Обеспечение

Самый первый старт 26 декабря 1978 года был серьезной авантюрой: символическая поддержка властей и минимальная техническая поддержка участников стали настоящим испытанием для спортсменов. Гонщики лично обслуживали свои мотоциклы, они должны были перевозить из бивуака на бивуак запас провизии, а транспортировку большей части грузов осуществляли гужевым транспортом и грузовиками. Заправку на маршруте осуществляли в обозначенных точках, куда приходили подводы с топливом. Так что, пропустив КП, можно было навсегда потеряться в песках. Медицинской помощи ждать не приходилось: гонку обслуживали всего две (!) кареты скорой и один вертолет, который занимался, преимущественно, поиском заблудившихся в песках.


Сейчас обеспечение гонки идет на государственном уровне, с участием местных властей. A.S.O. организует бивуак и логистику между лагерями по ходу следования. Бивуак представляет из себя огромный палаточный городок, где есть даже своя мобильная клиника. На каждом бивуаке разбиты пресс-центр и большая столовая с кейтерингом, где участникам ралли предлагаются самые разнообразные блюда и, как минимум, двухразовое питание. Каждая команда разбивает собственный лагерь и перевозит с бивуака на бивуак 10 тонн оборудования, включая личные вещи гонщиков.


Гонку обслуживают 137 специально подготовленных транспортных средств, в том числе: 1 оборудованный медицинский самолет, 6 самолетов для транспортировки журналистов, съемочных групп и персонала A.S.O., 10 вертолетов (в том числе 7 медицинских и 3 для контроля за гонкой), 10 оборудованных карет скорой помощи, 10 автобусов для перевозки персонала и гостей, 60 джипов сопровождения и мобильных техничек, 50 грузовиков, а также парк квадроциклов. За день до старта, на маршрут выходят скауты - группа разведки маршрута, которая проверяет проходимость проложенного ранее курса или меняет его в противном случае.


Навигация

До 1992 года на «Дакаре» вся навигация осуществлялась по картам и рукописным роад-букам. В 1992 впервые была применена GPS-технология, благодаря которой был пройден 20-дневный маршрут по западному побережью Африки до Кейптауна (ЮАР).


Сейчас использование GPS-навигаторов ERTF Unik II, а также систем спутникового слежения IriTrack является обязательным для каждого участника гонки. Чтобы прохождение маршрута не стало легкой прогулкой от точки к точке, возможности навигации Unik ограничены: навигатор лишь показывает направление к следующей контрольной точке на маршруте, скрывая актуальные координаты на местности от пилота; навигатор же записывает трек маршрута для учета прохождения всех контрольных пунктов, данные телеметрии затем изучаются дирекцией.


Пропуск контрольных пунктов (КП) влечет за собой наложение штрафа (дополнительных минут). IriTrack - «маячок безопасности», который всегда на связи со штабом гонки; с его помощью можно подать сигнал бедствия. Для навигации на маршруте участники гонки используют «легенду», прописанную в roadbook: листинг на каждый день гонки выдается на брифинге перед стартом или вечером предыдущего дня. «Легенда» может меняться в зависимости от сообщений от скаутов на маршруте, изменений в погодных условиях и т.д. Перепрошивка Unik II также необходима в этих случаях.

Безопасность

С 1978 по 2007 год гонкам в пустыне никто не угрожал. Вопросы безопасности касались, в основном, личной безопасности каждого гонщика в схватке с пустыней. Однако, гонка 2008 года была сорвана из-за террористической угрозы и фактического отсутствия контроля властей над обширными территориями, по которым проходило масштабное спортивное событие, после чего A.S.O. была вынуждена сменить континент.


С 2009 года ралли-марафон «Дакар», как уже было сказано, проходит по странам Южной Америки, гарантирующим мощную поддержку и обеспечение. Аргентина продемонстрировала самую горячую поддержку «Дакару». Участники ралли получают особый статус при прохождении государственной границы. Безопасность гонщиков и бивуаков в 2018 году обеспечат 22000 полицейских и национальных гвардейцев по всему маршруту.

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала - авторалли «Париж-Дакар» — стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в Ралли Абиджан-Ницца.

Иногда кажется, что Франция приложила руку (ногу, сердце…) практически к любому громкому событию, любой громкой премьере происходящей не только в Европе, но и в целом мире. И Ралли Париж-Дакар тому только подтверждение. Начинается в сердце Франции — Париже. Автор и отец основатель — француз. Долгое время чемпионами или уж точно претендентами на титул были именно французы. Мало? Читайте дальше…

Первая в истории супермарафонская гонка из Франции до Сенегала - авторали «Париж-Дакар»
— стартовала 26 декабря 1978 года. Инициатором первых ралли был французский мотогонщик Тьерри Сабин, приключения которого начались в далеком 1977 году, когда он заблудился на своем мотоцикле в ливийской пустыне во время участия в Ралли Абиджан-Ницца. Его случайно нашли в полном истощении кочевники. Спасенный Тьерри Сабин вернулся во Францию глубоко пораженный произошедшим и находящийся под впечатлением от фантастического пейзажа пустыни. Он пообещал себе, что разделит это путешествие с как можно большим количеством людей. Тьерри Сабин составил сложный автомобильный маршрут из Европы в Африку; путь начинался в Париже, а заканчивался у бывшей резиденции французского генерал-губернатора на западе черного континента, т.е. по плану Сабина из Европы маршрут шел в Алжир и далее, в конечном счете, приводил участников в Дакар. Его замысел быстро воплотился в жизнь. Но если вначале трасса гонки всегда проходила через Алжир, то с 1989 года, из-за сложной внутриполитической обстановки в этой стране, организаторы ралли были вынуждены подготавливать маршруты через Марокко либо Ливию.

Но как же это было тогда? На старт гонки вышло 80 мотоциклистов, 90 экипажей на автомобилях и 12 на грузовиках, всего 182 участника. Испытания начались 4-километровым прологом около военного лагеря в окрестностях Орлеана. Общая протяженность маршрута составила 8500 километров, из которых 3169 километров пришлись на 8 спецучастков. Больше всего километров участникам пришлось преодолеть во второй день - 2370 километров из Алжира в Таманрассет, но, а самый протяженный спецучасток - 834 километра был на пути из Таманрассета в Агадес. 8 января 1979 года в Гоа был единственный день отдыха.

Испытание для всех было очень серьезным! Дело в том, что в те времена ассистенса практически ни у кого не было, а если и была техническая поддержка, то запчастей у них было минимальное количество. Гонщики участвовали практически без специального обмундирования, на сегодняшний день можно сказать, что в те дни подготовка к гонкам, а так же оборудование было примитивным. Тем не менее, до Дакара 14 января добралось треть стартовавших участников - 74 участника.

Из всех участников первого марафона особо следует выделить Мартину де Кортанз первую женщину, финишировавшую на мотоцикле. Кстати, на старт гонки вышло 7 женщин!

В первой гонке «Париж-Дакар» не было раздельного зачета, как сейчас (мото, авто и грузовики), а потому никому в те времена неизвестный француз Сирил Неве на своем мотоцикле Yamaha 500XT стал единственным победителем первого трансатлантического марафона. И хотя Неве противостояли очень серьезные соперники, в том числе Жиль Комте, пользующийся заводской поддержкой Yamaha, он своего шанса не упустил. Примечательно, что Сирил Неве одержал победу на первом «Дакаре» так и не выиграв ни одного спецучастка.

Сейчас трехнедельный маршрут, начинающийся во Франции, проходит через Испанию, Марокко, Мавританию, Мали, Буркина-Фасо, Западную Сахару и финиширует в Сенегале. Причем участвовать в добровольной пытке можно на любом авто: легковом, грузовом, мотоцикле, квадроцикле. Длина трассы, проходящей через саванны и горные перевалы, пустыни и джунгли, составляет примерно десять тысяч километров.

Девиз марафона: "Поединок для участников. Мечта для зрителей".

Ралли «Париж-Дакар» ежегодно стартует в канун Нового года. Вначале ралли были одним из этапов Кубка мира по ралли-рейдам. Однако, из-за разногласий в технических регламентах, ралли-марафон был выведен из состава кубка мира, оставшись при этом самым престижным состязанием.

В первом Дакаре приняло участие 182 экипажа, из них финишировало 74. Каждый год число участников ралли неуклонно увеличивается. Самым притягательным в «Париж-Дакаре», по мнению участников, являются реальные и ненадуманные трудности, которые придётся преодолеть на пути к Дакару. В разные годы наряду с профессиональными гонщиками на трассу выходили рок-звезда Джонни Холлидей, трехкратный чемпион мира по горнолыжному спорту Люк Альфан, знаменитый яхтсмен Лоран Бурньон, двукратная чемпионка мира по скалолазанию Изабель Патисье и прочие знаменитости.

#7#
Как известно - «Дакар» открыт практически для любых желающих, даже не спортсменов, а просто любителей, ищущих приключений. И тут как говорится, кто на что горазд. Бывают чудаки, которые, как и раньше, едут на абсолютно серийных автомобилях, лишь оборудованными необходимым минимумом с точки зрения безопасности - каркас, сиденья с ремнями безопасности, система пожаротушения, вот собственно и все. Но те же, кто хотят приблизиться к лидерам, по крайней мере, в техническом плане, ищут технику посерьезней. И к их услугам в развитом не только в экономическом и автомобильном, а и автоспортивном мире полно фирм.

Ралли Париж-Дакар знает и немало трагических случаев гибели гонщиков: На «Дакаре-1982» Марк Тэтчер, сын премьер министра Англии Маргарет Тэтчер, пропал без вести на 6 дней вместе со своим штурманом Шарлот Верни и механиком. В ходе масштабной поисковой операции их белый Пежо 504 был замечен с алжирского военного самолета 50 км в стороне от маршрута ралли. Тэтчер, Верни и механик не пострадали. Ралли-рейд «Дакар-1986» вошла в историю тем, что 14 января в вертолетной катастрофе погибли основатель «Дакара» Тьери Сабин и с ним еще четыре человека, В целом же за всю историю пустынного марафона погибли уже 50 человек, в том числе 24 спортсмена.

В 2008 году автомобильному марафону «Дакар» исполнилось бы тридцать лет. За это время в ней успели принять участие около 13500 человек, которые за все 29 приемов проехали по территории 21 страны. В последний раз, в 2007 году за ходом гонки только в Португалии наблюдали более 1 миллиона зрителей. В 2008 году впервые за историю Дакара соревнование отменили , в связи с угрозой террирористических акций,

Просмотрим еще немного статистики:

Маршрут гонки (в глобальном плане) не раз менялся. До 1988 года включительно участники шли по маршруту Франция (Париж) - Алжир - Сенегал (Дакар). В 1988 году в гонке приняли участие 603 команды, и этот рекорд держался до 2005 года. В 1989 году по политическим причинам гонка пошла в обход Алжира через Ливию и Тунис. В 1990 обошлись без Туниса - участники переправлялись из Франции сразу в Триполи. В 1991 был повторен маршрут предыдущего года.

В 1992 гонка впервые с момента ее создания прошла через всю Африку с севера на юг и финишировала не в Дакаре, а в южноафриканском Кейптауне. В 1994 гонка впервые была сделана закольцованной - Париж-Дакар-Париж. В 1995 старт ралли впервые был дан не из Парижа, а из испанской Гренады. В 1996 повторили тот же вариант.

В 1997 году участники ралли сконцентрировались на африканском континенте. Гонка прошла по кольцевому маршруту из сенегальского Дакара в Нигер и обратно.

В 2000 был один из самых «приключенческих» (в негативном смысле этого слова) «Дакаров». Гонка проходила с запада на восток Африки по маршруту Дакар-Каир. Но по прибытии в Нигер поступили угрозы теракта в отношении участников ралли. Сначала было решено устроить незапланированный 5-дневный перерыв, а потом организаторы гонки приняли решение не рисковать, и в итоге практически через весь Нигер всех участников гонки и их транспортные средства перевезли самолетом - для этого был использован гигантский Ан-124. Эффектный финиш ралли-рейда был устроен у подножия великих египетских пирамид. Ралли 2000 года стала второй гонкой в истории «Дакара» с финишем не в самом Дакаре.

Интересно, что ранее официальная газета Ватикана, L’Osservatore Romano выступила с критикой в адрес ралли, по мнению газеты, «Дакар» — кровавая и безответственная гонка. Представители Ватикана заявили, что «ралли „Дакар“ не имеет ничего общего со здоровым соревнованием. За ним тянется кровавый след, который подчеркивает насильственную составляющую, лежащую в основе любой попытки экспортировать западный образ жизни на Восток…

Ну а в 2013 году мы увидим 35-й Ралли-марафон «Дакар», который стартует 5 января. Участников ждет непростая гонка: за 15 дней проехать более 8000 км из Лимы (Перу) в Сантьяго (Чили). Чемпион ралли Дакар будет объявлен 20 января 2013 года после 14 этапов и 4100 км особых отрезков пути повышенной сложности.

Ну и напоследок, сногсшибательный видео-трейлер "ралли Дакар-2013"

Ралли «Дакар» уверенно можно назвать самым известным и «патриотичным» в России, успехами в котором гордится вся страна, а не только любители автоспорта. Именно в этом марафоне на выживание «КамАЗы» показывают всему миру мощь и надёжность , заставляя уважать отечественный автопром. Российские грузовики буквально «не замечают» соперников, почти ежегодно забирая «золото» подиума.


Победа особенно престижна из-за многотысячного километража гонки и её условий, когда дороги сменяют направления, песчаные барханы грязевыми лужами, а знойное солнце проливными ливнями. Идейным вдохновителем и организатором “Paris Dakar Rally” стал француз Тьерри Сабин, едва не погибший во время «Ницца-Абиджан» 1977 года. Заблудившийся в пустыне мотогонщик был случайно обнаружен племенем туарегов через трое суток. Это подтолкнуло его проработать маршрут нового по африканскому континенту – опасному и труднопроходимому, с минимальным количеством дорог и максимальным числом природных препятствий.



Дебютный сезон «Париж-Дакар» состоялся в 1978 году, а прошёл 26 декабря в Париже, с площади Трокадеро. Финишной точкой выбрали Дакар, столицу Сенегала в Западной Африке, которую пилоты достигли через три недели, проехав через Алжир, Мали, Нигер и Буркина-Фасо. На стартовую черту вышли 182 гонщика (90 на мотоциклах, 80 на легковых автомобилях и 12 на грузовых), но финиша достигли лишь 74. Водители преодолели около 10 тысяч километров, причём более 3-х составили спецучастки.



Разделение техники на классы авто-, мото- и грузовой произошло со второго (январь 1980-го) года проведения, поэтому наградной подиум в 1979-м оказался один. Он целиком достался мотогонщикам, а «золото» и звание первого чемпиона «Дакара» (изначально использовалось как общепринятое сокращённое название ралли-рейда) завоевал француз Сирил Неве, выступавший на Yamaha XT500. Отличились и его соотечественники, «автомобилисты» на Range Rover V8, единственный раз в истории турнира завоевав победу тройкой из пилота, штурмана и механика. В дальнейшем функции последнего взяли на себя другие члены экипажа. «Грузовая» категория получила официального победителя в 80-м. Им стала алжирская команда на Sonacome, грузовике автомонополиста Алжира, созданного как филиал французской Berliet.



Массовые неудачи участников дебютного ралли оказавшегося « на выживание», не смутили автомир, собрав в следующем году ещё больше желающих попробовать свои силы. Традиционно начиналась в январские дни в Париже и заканчивалась в Дакаре, но с 1995 года (из-за протестов общественности касательно массового скопления техники, создающей транспортный коллапс в городе) французская столица дала только два старта (1998 и 2001). Подменяли её испанские Гранада (1995, 1996, 1999) и Барселона (2005), Аррас (2002), Марсель (2003) и Клермон-Ферран (2004) от Франции, португальский Лиссабон (2006, 2007) и даже сам Дакар (1997 и 2000).


Несколько раз переносилось и место финиша. В 1992 Paris-Dakar пересёк всю Африку, финишировав в ЮАР, в Кейптауне, неподалёку от мыса Доброй Надежды, крайней юго-западной точке африканского континента. В 2000 водители ехали из Дакара в египетский Каир, а в 2003 из Марселя в Шарм-эш-Шейх (Египет). В 1994 гонку «закольцевали», начав и закончив в Париже, в 1997 поступив так и со столицей Сенегала. Всего же, за всё время проведения, этапы приняли 29 стран.


Последним сезоном «классического», западноафриканского «Париж-Дакара» стал 2007 год. Угрозы террористов из «Аль-Каиды», требовавших отмены проведения гонки и убивших четырёх граждан Франции в Мавритании в декабре того же года, организаторы восприняли всерьёз. Они приняли решение о переносе соревнований в Латинскую Америку до «нормализации обстановки» (фактически – на неопределённый срок, учитывая активность различных террористических групп), отказавшись от проведения ралли-2008.


Описание

Rally Dakar отличается от остальных раллийных турниров форматом проведения, где чемпион определяется на финишной черте, на основании . Этапы – не растянутые по календарю уик-энды с суммированием баллов, это ежедневные заезды, с перерывами на сон и ремонт в чётко указанных местах. Учитывая то, что проехать требуется до 10 000 км, значительная часть которых «спецучастки», а «трассы» славятся , задача для многих водителей и «железных коней» становится непосильной.


В некоторых сезонах на финиш приходит менее половины стартовавших экипажей, поэтому неудивительно, что гонка получила статус «ралли-марафона ». Он привлекает профессиональных гонщиков и «любителей», решившихся проверить силы в спортивном состязании на грани возможностей. Последних, набирается большинство, и зачастую до 80% водителей не имеют никакого отношения к . Приятной ежесезонной традицией стало участие женщин-пилотов и известных людей, представителей как спорта в целом, так и шоу-бизнеса, политики.


Технической поддержкой и обеспечением безопасности соревнований занимаются организаторы, следуя впереди заездов, оборудуя места питания, ремонта и отдыха, если требуется, массово-развлекательных мероприятий. Подсчитано, что за день ралли съедается около 1,5 тонн продуктов и выпивается примерно 6 тысяч литров воды. Бензин для техники, порядка 15 тонн на все экипажи-участники, тоже идёт «караваном» по маршруту, а покупка местного топлива запрещена. За безопасность ралли-рейда отвечают порядка 15-20 тысяч человек, в том числе и сотрудники принимающих стран.


За десятилетия «Дакара» не менее 13 тысяч пилотов сумели успешно пройти всю гонку, доказав свой высокий уровень и получив в награду золотую медаль, официально подтверждающую высокое достижение. Отдельно подсчитано, что более 60% стартовавших гонщиков так и не смогли дойти до финиша, сойдя с дистанции.


Главным призом в ралли служит килограммовая статуэтка «Золотой бедуин», стилистически выполненный из золота бюст жителя пустыни, закутанного в традиционные одежды. Подчёркивается важность самой идеи покорения бездорожья, а не финансовая выгода от места в турнирной таблице. Её поддерживают и автолюбители, подавая большое количество заявок на участие в каждом сезоне, в итоге больше тратя чем зарабатывая в гонке.


Техника и категории участников

Ралли «Дакар» проводится для 4-х видов транспортных средств:

  • мотоциклы
  • квадроциклы (с 2009 года)
  • грузовики

Они разделены на внутренние категории с собственной цифровой и литерной нумерации в зависимости от степени доработок транспортного средства, широкий спектр которых разрешён правилами. Таким образом выходят и модифицированные любителями или заводскими командами «болиды», и вполне обычная техника, встречаемая на общественных трассах.





Мотоциклы

Cерийные модели (допущенные к эксплуатации на обыкновенных дорогах) с одним или двумя цилиндрами и объёмом двигателя до 450 кубических сантиметров, разрешены к бездорожью. Делятся на категории:

  • Elite – участвуют только члены спортивной организации Amaury Sport Organisation
  • Super-Production – общая группа мотоциклистов
  • Marathon – главное условие, во время ралли нельзя менять ключевые узлы и агрегаты мототехники



Квадроциклы

Отделившись от мото, сформировали две подкатегории:

  • Одноцилиндровые, с любым двухколёсным приводом и мотором до 750 куб. см.)
  • 3.2 – цилиндров – 1 или 2, привод – допускается и «полный», двигатель – до 900 «кубиков»)


Автомобили

Автотехника до 3,5 тонн по массе соревнуется в трёх классах:

  • T1 – «серийные» модели внедорожников, прошедшие модификацию и тюнинг
  • T2 – «заводские» машины, без специальных доработок
  • Open – «багги» и прочая техника, попадающая под весовые рамки




Грузовики

Наиболее разноплановая группа, а одна из категорий даже не принимает участие в медальном зачёте:

  • T4.1 – грузовые авто должны быть «заводского» образца, без изменений и улучшений
  • T4.1 – доработанные и модифицированные представители класса
  • T4.2 – «технички» служб поддержки, максимально быстрые и улучшенные, но нацеленные не на победу в гонке, а на помощь другим экипажам
  • T5 – грузовики технических подразделений команд, «турнирно» не участвующие в ралли-рейде




Регламент и особенности навигации

Согласно регламенту, дистанция ралли «Дакар» разделена на ежедневные этапы в 700-900 километров, включающие в себя «лиазоны» (обычно это дороги и пути общественного пользования), ведущие к или от «спецучастков». Зачётные баллы начисляются за скорость и правильность прохождения последних, подсчитываясь после каждого заезда и корректируя расположение участников в турнирной таблице.


В зависимости от места определяется позиция водителей на старте следующего дня, где используется система временных фор. Гонщики стартуют индивидуально, с 2-минутными интервалами, начиная с категорий мототехники и заканчивая грузовыми классами. С начала второй десятки «турнирки» время между стартующими уменьшается до 1 минуты.


Размеры форы всех этапов неизменны и не могут быть увеличены или уменьшены, в отличии от «зачётного» времени прохождения «спецучастка». Его могут изменить организаторы, наложив штрафные минуты за ошибки на дистанции, «дозаправку» на местных АЗС и помощь в навигации. Время может быть и «вычтено» (компенсировано) в случае форс-мажора. Например, если автогонщик остановился помочь сломавшемуся сопернику, как по правилам, обязан поступить каждый участник.


Имеет свои особенности и навигация в – маршрут всего ралли-рейда держится в тайне. Экипажи перед самой гонкой получают информацию об очередном этапе, причём, только данные ориентиров и контрольных точек (иногда совмещённых с передвижными станциями дозаправок и техпомощи) без указания их GPS-координат.




Движение по маршруту происходит при помощи навигационного прибора Unik II, показывающего направление к очередным контрольным пунктам. Сложности вызывает то, что гонщик должен находиться в определённом радиусе от них, чтобы устройство поймало сигнал. В экстренных случаях, с помощью специального кода, можно открыть GPS-карту с расположением всех «зачётных» точек, но «подсказки» наказываются штрафным временем.

За выполнение участниками навигационных требований организаторы следят с помощью GPS-трекера IriTrack, в режиме реального времени отслеживая их местоположение. Он используется и для экстренной связи с экипажем, в частности, в аварийных и особо опасных ситуациях. Применяются и секретные контрольные точки на «спецучастках», фиксируя появление каждого спортсмена.


Россия в ралли «Дакар»

Начали выступать на «Париж-Дакар» в 1991 году, сразу же завоевав «серебро» и «бронзу» подиума грузовиков. Отличилась команда « », созданная в 1988, не имевшая практически никакого опыта международных выступлений и прозванная болельщиками «Синей армадой» за цветовую гамму машин. Первое «золото» ралли-рейда было завоёвано в 1996 Виктором Московских на «КамАЗ-49252», принёсшего ещё две победы, но уже под управлением Владимира Чагина. Пилот из Перми впоследствии стал рекордсменом, завоевав в общей сложности 7 чемпионских титулов в грузовом классе – в 2000, 2002-2004, 2006, 2010-2011 годах.



Всего в копилке команды «КАМАЗ-мастер » 15 золотых медалей «Дакара», 13 из которых добыты после 2002-го. История гонки не знает другого такого тотального доминирования одной марки автомобиля. Соперникам не помогла и реорганизация команды из России, омолодившей состав после завершения карьеры Чагиным. Лидером молодых пилотов проявил себя Эдуард Николаев, ставший 3-кратным чемпионом ралли.

Легенды «Дакара»

Помимо «КаМАЗа», в разные годы на «Париж-Дакар» периодически доминировали несколько автопроизводителей, выпускавших особо удачные авто, доведённые механиками практически до совершенства. Можно отметить 4 чемпионства подряд, с 2012 по 2015 годы, концерна BMW и его британского представителя MINI All4 Racing, выставившей 11 успешно дошедших до финиша автомобилей.




Citroen, спорт-прототипы ZX которого побеждали в 1991 и 1994-1996 годах. Французский Peugeot четыре раза кряду брал «золото» на моделях « » и «405» в 1997-2000, но перестал уделять достаточно внимания ралли-рейду с побед в «нулевых», надолго уйдя в классические автогонки и триумфально вернувшись в 2016 с Peugeot 2008 DKR. В 2017 и 2018 модель 3008 DKR довёл общее количество побед автогиганта до семи.

Cамым титулованным внедорожником «Дакара» обоснованно считается , модификации которого принесли производителю 12 чемпионских званий. Первым «золотым» сезоном стал 1985 год, а в 1992-1993 японцы отобрали титулы у «Ситроена», считавшегося фаворитом. Полное доминирование началось в 1997 и закончилось в 2008, вместе с отменой проведения ралли в Африке. За одиннадцать лет автомобиль 9 раз становился лучшим в своём классе, проиграв в 1999 и 2000-м.


Австрийские KTM с 2001 года никого не подпускают к чемпионскому титулу, завоевав его 17 раз подряд. Конкуренцию им не могут составить ни Yamaha (9 наград высшей пробы), ни BMW и Honda, по 6 и 5 званий соответственно. Впрочем, «Ямаха» добивается успеха в сравнительно новой категории квадроциклов, выиграв с 2009 все сезоны.

Происшествия

Статус «Дакара» как «марафона на выживание» имеет под собой вполне реальное обоснование – каждый сезон происходят новые происшествия и трагедии. По некоторым данным, за все годы проведения погибло порядка 70 человек – участников, техперсонала и зрителей. Особо высока смертность среди мотоциклистов.

События на ралли затрагивают временами и политику, как в 1982, когда в пустыне пропал Марк Тэтчер, сын «Железной леди», премьер-министра Великобритании Маргарет Тэтчер. Его, штурмана и механика искали «всем миром» 6 дней. Событие получило огромный общественный резонанс, привлекались военные, чей самолёт и нашёл экипаж в 50 км от трассы. Все оказались целыми и невредимыми.


В 1986 году «Париж-Дакар» забрал жизнь и своего отца-основателя Тьерри Сабина, погибшего в Мали при падении вертолёта во время песчаной бури. Вместе с ним разбились пилот, два представителя масс-медиа и гость соревнований, французский певец Даниэль Балавуан. Но имя экс-мотогонщика навсегда осталось в истории, а его начинание было с успехом продолжено.



Чередой трагедий выделяется сезон-1988, принёсший гибель 6 человек: три гонщика разбились на этапах, малийскую девочку сбил другой водитель, а команда видеооператоров – мать с дочерью в Мавритании. Кроме того, участников обвинили в организации пожара и последовавшей за ним паники, в ходе которой скончались трое людей.


Пять человек, в том числе и 5-летняя девочка из Сенегала раздавленная грузовиком техслужбы, погибли в 2005. Среди них Фабрицио Меони, итальянский мотогонщик, двухратный чемпион ралли-рейда. После террористических убийств и заявлений сторонников «Аль-Каиды», и переноса «Дакара» в Южную Америку, пересёк океан и «статус на выживание». Первой жертвой нового-старого ралли уже на втором этапе 2009 года стал француз Паскаль Терри – тело пилота нашли лишь через три дня. В 2010 во время стартов гоночного дня насмерть задавили зрительницу, а в 2012 разбился Хорхе Боеро, мотоциклист из Аргентины.


В 2013, неподалёку от границы Перу с Чили, в лобовом столкновении Land Rover экипажа поддержки и двух местных машин такси погибли два посторонних человека, а семеро людей оказались в клинике с различными травмами. В том же году, и тоже «лоб в лоб», с автомобилем чилийской полиции столкнулся Тома Буржен, 25-летний мотоциклист из Франции. Дебютант ралли-рейда не выжил.


Смертью закончился и третий этап сезона-2015, когда обнаружили тело Михала Херника, мотогонщика из Польши. Его байк не имел видимых повреждений от аварии, сам водитель был без шлема и следов насилия, а вскрытие показало на обезвоживание организма как причину смерти.

«Дакар» на ТВ

О самом известном ралли-рейде написано множество статей и снято ещё больше репортажей, гонщики дают интервью, а зрители делятся своими впечатлениями. Видеоматериала достаточно много, из которого можно выделить снятую Discovery Channel в 2006 году «документалку» Race to Dakar («Вперед, в Дакар!»), где главным героем выступил британский актёр Чарли Бурмен на BMW F650. Она считается лучшей и имеет рейтинг IMD в 8,2 балла, превосходя даже некоторые голливудские блокбастеры.


Документальный фильм из 7 серий считается обязательным к просмотру желающим принять участие в и рассказывает обо всех этапах подготовки пилота к ралли, начиная с медицинских тестов и бумажной волокиты. Он показывает зрителю события от «первого лица», разъясняя все тонкости и нюансы гонки, показывая сложности маршрута, проходящего через пустыни и каменное бездорожье под 50-градусной жарой, сменяющейся минусовой ночной температурой.

Инициатором гонок «Париж-Дакар» был француз Тьерри Сабин, который в 1977 году заблудился на мотоцикле в пустыне. Его спасли аборигены, казалось, надо радоваться и больше никогда в пустыню не возвращаться. Но Сабин был не таким человеком, его настолько восхитила пустыня, что он захотел показать ее красоту всем. Экстремал составил маршрут ралли, который объединил континенты. Начало - Париж в центре Европы, конечная точка - Дакар на самом западе Африки. Трасса «Париж-Дакар» проходила через Алжир, но потом усложнилась политическая обстановка, и гонщики стали проезжать через Марокко или Ливию.

Маршрут знаменитого ралли, до сих пор считающегося самым сложным и престижным, не раз менялся. Причем изменения были весьма серьезными.

  • В 1989 году трасса «Париж-Дакар» прошла через Тунис и Ливию, а еще год спустя Тунис был исключен из маршрута. Из Франции стали переправляться в Триполи (ливийскую столицу);
  • В 1992 году первый раз в истории гонки завершились не в том городе, который дал им имя, а в Кейптауне. Трасса прошла через всю Африку;
  • 1994 год - маршрут сделали закольцованным;
  • 1995 год тоже внес свои коррективы: старт автосостязаниям был дан не в Париже, а в Гренаде.

К сожалению, зачастую маршрут невероятно интересной и сложной гонки «Париж-Дакар» менялся по соображениям безопасности - устроители боялись террористических актов и не хотели рисковать. Поэтому в 2000 году ралли снова пришлось заканчивать не в родном для него Дакаре, а у подножия таинственных пирамид в Египте. В 2008-ом впервые марафон был отменен - снова из-за угроз террористов.

Маршрут 2015 года

Сейчас у гонки «Париж-Дакар» маршрут изменился уже полностью. От прежних лет на память сохранилось только название «Дакар». Теперь вся трасса проходит по Южной Америке, в 2015 году машины стартуют из Буэнос-Айреса. Путь составит 9 000 километров (стоит отметить, что 5 000 - спецучастки), чтобы гонщики, проехав по Аргентине, Чили, Боливии, вернулись снова в Буэнос-Айрес. На карте этот маршрут выглядит почти идеально ровным кругом.

Как бы ни менялась трасса «Париж-Дакар» на карте, непременным остается дух соревнования, смелость и решительность спортсменов, готовых к риску и преодолению трудностей.