Кувырок вперёд: техника выполнения, обучение. Техника выполнения кувырков и перекатов в паркуре Кувырок вперед из стойки на руках обучение

  • 24.07.2023

Медицинский институт

Кафедра физкультурно-оздоровительных технологий

Методические указания

К практическим (Семинарским) занятиям

По дисциплине

ГИМНАСТИКА:

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ПО ОБУЧЕНИЮ

ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ

Направление подготовки: 034300 «Физическая культура»

Квалификация выпускника: «Бакалавр»

Форма обучения: очная

ТУЛА 2011 г.

Методические указания к практическим занятиям составлены доцентом Поповым Э.М. и обсуждены на заседании кафедры ФОТ факультета ФКСиТ

Зав. кафедрой Е.В. Белых

Методические указания к практическим занятиям пересмотрены и утверждены на заседании кафедры ФОТ факультета ФКСиТ

протокол № ___ от «___»____________ 20___ г.

Зав. кафедрой________________ Е.В. Белых

При обучении гимнастическим упражнениям применяются методы словесного изложения, наглядной демонстрации, целостного и расчлененного упражнения.

Метод словесного изложения практически реализуется в следующих методических приемах: описание, объяснение, рассказ, инструкция, указание, команда, распоряжение, просьба.

Метод наглядной демонстрации реализуется в показе упражнения, демонстрации различных наглядных пособий, макетов снарядов и фигурки гимнаста, в использовании внешних ориентиров, ограничителей движений и др. У занимающихся создается зрительный образ упражнения, в сознании остается отпечаток, слепок от показанного упражнения.

Метод упражнения позволяет воздействовать главным образом на двигательную сферу занимающихся. При этом постепенно формируется двигательный образ упражнения, двигательное умение, а затем и навык. Этот метод всегда применяется в сочетании с вышерассмотренными методами. Правильное сочетание их позволяет педагогу быстрее научить упражнению.

Метод упражнения применяется в виде целостного и расчлененного выполнения упражнения.

При целостном методе упражнение выполняется сразу после его названия, показа и объяснения техники движений без применения подготовительных или подводящих упражнений. Этот метод по сравнению с изучением упражнения по частям считается более продуктивным. Однако такое утверждение в полной мере можно отнести лишь к технически несложным упражнениям.

Благоприятные условия для применения целостного метода обучения возникают в тех случаях, когда гимнаст и педагог располагают эффективными приемами и средствами страховки и помощи. При обучении гимнастов сложным упражнениям применяются тренажерные устройства. Они берут на себя функции контроля за движениями гимнаста и делают возможным разучивание довольно сложных упражнений целостным методом.

Этот метод имеет несколько разновидностей:

а) самостоятельное выполнение изучаемого упражнения;

б) выполнение упражнения с направляющей помощью;

в) замедленная или быстрая проводка;

г) выполнение упражнения на тренажере, над поролоновой ямой.

С помощью расчлененного метода изучаются технически сложные гимнастические упражнения. Они предварительно делятся на относительно самостоятельные составные части и каждая из них изучается отдельно. Например: соскок ноги врозь с концов брусьев (мах назад с разведением ног в стороны и последующим сведением, соскок с перемахом одной ногой, затем другой, с перемахом двумя ногами при наличии посторонней помощи и страховки и, наконец, состоятельное выполнение). При расчленении упражнения не следует дробить его на слишком мелкие части, так как при этом могут возникать ощущения и восприятия, не свойственные целостному исполнению, что затруднит овладение упражнением. Каждая поделенная часть по возможности должна представлять собой относительно самостоятельное упражнение.

Принято выделять две основные разновидности метода расчленения упражнения: собственно расчлененный метод с использованием относительно крупных двигательных заданий, охватывающих одну часть или несколько фаз изучаемого упражнения, дозированные упражнения; метод решения узких двигательных задач, применяемый для уточнения представлений об отдельных упражнениях и фазах упражнения, осанке, величине суставных углов, моменте количества движения, о способах исправления ошибки в движениях.

При разучивании упражнения этим методом могут использоваться такие методические приемы, как временная фиксация тела или отдельных его звеньев в той или иной фазе упражнения; проводка в изучаемой части или фазе упражнения; имитация движения; изменение исходных и конечных условий движения; освоение главного в технике исполнения упражнения.

Выбор того или иного метода и методических приемов зависит от способностей и подготовленности занимающихся, от квалификации педагога и его творческой активности.

Целостное и расчлененное выполнение упражнений дополняется следующими методическими приемами: подводящими упражнениями; дополнительными зрительными и звуковыми ориентирами; физической помощью; изменением условий обучения и др.

При использовании того или иного метода приходится учитывать индивидуальные особенности обучаемых. Поэтому на практике приходится пользоваться несколькими методами одновременно в различных сочетаниях, один из методов всегда бывает ведущим.

Подводящие упражнения применяются для создания или уточнения представлений об упражнении. Они помогают прочувствовать и понять характер движений в каждой фазе изучаемого упражнения. При подборе этих упражнений соблюдаются следующие правила:

а) подводящие упражнения должны быть сходными по структуре движений с изучаемым упражнением или его основными частями;

б) в рабочем плане (конспекте урока) упражнения следует располагать по возрастающей трудности, это касается как сложности координирования движений, так и величины прилагаемых мышечных усилий;

в) только после усвоения предыдущего подводящего упражнения следует переходить к следующему;

г) чем меньше занимающиеся подготовлены к овладению изучаемым упражнением, тем больше подводящих упражнений они должны выполнить. Особенно важно уметь подбирать подводящие и подготовительные упражнения при занятиях с детьми, женщинами, лицами пожилого возраста.

Наряду с подводящими упражнениями в учебном процессе применяются так называемые подготовительные упражнения. С их помощью у занимающихся своевременно, до начала обучения сложным упражнениям, развивают необходимые двигательные и психические способности, функции сенсорных систем и систем энергообеспечения. Это так называемые предписания алгоритмического типа.

Подбор подводящих и подготовительных упражнений, методика их выполнения зависят от особенностей техники изучаемого упражнения, конституционных, психических и личностных особенностей занимающихся, от уровня их общей и специальной подготовленности.

Зрительные и слуховые ориентиры облегчают формирование правильного представления об упражнении, о его пространственных, временных и силовых параметрах, а также о согласовании движений различными звеньями тела. В качестве ориентиров используются различные предметы, метки на стенах, потолке, специально размеченные щиты, установленные у снаряда ограничители движений, подвешенные мячи, линии, начерченные на полу или на матах, и др. Звуковые сигналы применяются для овладения ритмом движений, своевременного приложения мышечных усилий. Все это помогает ученику ориентироваться в пространстве, содействует более правильному выполнению упражнения, помогает оценить собственные действия.

Помощь и страховка играют важную роль при овладении новыми, сложными для занимающихся упражнениями. Наряду с подсказкой, подачей ритмических сигналов иногда приходится оказывать ученику физическую помощь. Она необходима при плохой ориентировке в пространстве, при недостаточно развитой мышечной силе, координации движений, нерешительности и робости. Помощь снимает эмоциональное возбуждение, вселяет уверенность в своих силах, побуждает ученика к решительным и смелым действиям.

При оказании помощи применяют следующие методические приемы:

а) проводка по всему упражнению или отдельной части, фазе, фиксация тела или отдельного звена в определенной точке движения;

б) подталкивание, поддержка и подкрутка.

В применении этих методических приемов надо соблюдать определенную меру. Она зависит от уровня общей и специальной физической, технической и волевой готовности ученика выполнить новое упражнение. Надо своевременно предоставлять возможность занимающимся самостоятельно справляться с возникающими трудностями, чтобы они не привыкали к физической помощи. К ней особенно быстро привыкают женщины и дети. По мере овладения изучаемым упражнением от физической помощи переходят к страховке, а затем исключают и ее.

Специальные приспособления и тренажеры применяются для того, чтобы облегчить занимающимся овладение сложными упражнениями, сделать учебно-тренировочный процесс более производительным, эффективным. К ним относятся:

а) экипировка гимнаста (накладки, защитные бинты, голеностопники и др.);

б) вспомогательные средства и снаряды (лямки на кисти, подвесной пояс, поролоновые валики, стоялки, подставки, выдвижные и поворачивающиеся столики, низкие снаряды, «грибки», поролоновая яма и др.);

в) наглядные пособия (рисунки, схемы, фигурки гимнаста и др.);

г) медицинский и педагогический контроль за функциональным и психологическим состоянием занимающихся;

д) обучающие устройства и тренажеры.

Изменение условий обучения применяется в качестве метода на более поздней стадии формирования навыка, после уверенного овладения технической основой изучаемого упражнения, когда оно уверенно выполняется в комбинации.

Рассмотрим условия успешного обучения гимнастическим упражнениям.

Прежде всего, успех обучения упражнениям зависит от отношения занимающихся к учебному процессу и тренировке в данном виде спорта.

Вторым важным условием успеха является высокая профессиональная подготовленность педагога, его нравственные качества, авторитет среди занимающихся, умение проникнуть в их духовный мир, физическое и психическое состояние, умение определять их работоспособность на каждом занятии, регулировать нагрузку в соответствии с возможностями каждого ученика.

Большое значение имеет умелое управление в ходе занятия вниманием, эмоциями, волей, памятью, физической работоспособностью занимающихся.

Успех обучения зависит от условий, в которых проходят занятия: просторный, светлый зал, чистота, порядок, свежий воздух; наличие аудитории для теоретических занятий, хорошей раздевалки, душа, средств восстановления работоспособности и др.

Предлагается составить и провести на группе учебные серии подготовительных упражнений (предписания алгоритмического типа) для обучения выполнению следующих гимнастических элементов и связок.

Акробатические упражнения

На первом этапе подготовки гимнастов акробатические упражнения следует включать в каждое занятие. С их помощью занимающиеся подготавливаются к освоению вольных упражнений, прыжков и упражнений на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения служат хорошим средством для воспитания ловкости, быстроты, способности ориентироваться в пространстве, а также повышения устойчивости вестибулярного анализатора. Большое многообразие акробатических упражнений и их динамичность позволяют интересно проводить занятия с людьми разного возраста.

Мост из положения лежа на спине .

Рис. 1.Мост из положения лежа на спине

Учебные задания:

1. Перекаты на груди с захватом руками за голени, сильно прогибаясь.

2. Стоя на коленях, наклон назад, стараясь руками коснуться пола.

3. Стоя спиной к гимнастической стенке на расстоянии шага ноги врозь, опереться согнутыми руками за головой и, выпрямляя руки, прогнуться.

4. В стойке ноги врозь на расстоянии метра от стены руки вверх, наклониться назад и коснуться руками о стенку.

5. То же у гимнастической стенки, перехватывая руками за рейки и опускаясь как можно ниже.

6. Из положения лежа на спине мост с помощью.

7. То же самостоятельно.

8. Из положения лежа мост по заданию: медленно четыре счета; быстро на один счет (по сигналу).

Кувырок вперед.

Из упора присев, разгибая ноги, переставить руки вперед, наклонить голову, переворачиваясь с касанием лопатками, сгруппироваться, перекатом вперед прийти в упор присев.


Рис. 2. Кувырок вперед

Учебные задания:

1. Сидя на полу, наклон вперед, стараясь лбом коснуться ног.

2. Сидя на пятках, наклон туловища вперед, стараясь лбом коснуться коленей.

3. Сидя на полу, группировка (выполнять медленно и быстро).

4. Из седа на полу в группировке перекат назад и возвращение в и. п.

5. То же из упора присев.

6. Из упора стоя ноги врозь кувырок вперед в сед ноги врозь.

7. То же, но в сед в группировке.

8. То же, но в упор присев.

9. Из упора присев кувырок вперед.

10. С шага вперед кувырок вперед.

11. Три кувырка вперед в удобном темпе.

12. То же, но за 5, 4, 3 сек.

Проверка готовности.

1. Переставляя руки вперед, надо полностью выпрямить ноги.

2. Подавая плечи вперед, следует наклонить голову на грудь.

3. Переворачиваясь через голову, необходимо сгруппироваться.


Рис. 3. Кувырок назад

Учебные задания:

1. Из упора присев перекат назад с опорой согнутыми руками за головой.

2. То же, но стремиться, опираясь на руки, оторваться от пола (мата).

3. То же с помощью. Помогающий стоит сбоку и в момент опоры на руки приподнимает товарища за ноги, поддерживая его за бедро.

4. Кувырок назад по наклонной плоскости. Наклонной плоскостью может служить мостик, на который положен гимнастический мат.

5. Из седа на мостике спиной к наклонной поверхности кувырок назад.

6. Из упора присев кувырок назад с помощью. Стоя сбоку, в момент переворачивания через голову обхватить товарища за туловище и приподнять кверху.

7. Кувырок назад самостоятельно.

8. Три кувырка назад в удобном темпе.

9. То же, но три кувырка за 6, 5, 4 сек.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Выполнять перекат назад в группировке необходимо быстро.

2. Закончив перекат, надо опереться ладонями за плечами, не касаясь предплечьями опоры.

3. При переворачивании следует быстро выпрямить руки.

4. Обучающийся должен уметь выполнить перекат назад в группировке.

Стойка на лопатках (рис 4).Закончив перекат назад, опереться ладонями о спину, разгибаясь, выпрямить тело так, чтобы туловище и ноги были на одной прямой.

Рис 4. Стойка на лопатках

Учебные задания:

1. Из положения лежа на спине головой к гимнастической стенке взяться руками за 2-ю рейку, согнуть ноги, колени приблизить к груди и вернуться в и. п.

2. Из того же и. п., сгибая ноги, поднять их вверх, перекатиться на лопатки и ногами коснуться стенки.

3. То же, но, разгибая ноги, коснуться ими стенки как можно выше.

4. Из седа перекат назад в группировке; в момент опоры лопатками и шеей руки выпрямить и опереться ими о мат.

5. То же, но опереться согнутыми руками (плечами).

6. То же, но опереться плечами о мат, а ладонями в области поясницы. Выполнять с помощью, которую оказывают стоя сзади и поддерживая за бедра.

7. То же, но выпрямляя ноги (с помощью).

8. То же самостоятельно.

9. Стойка на лопатках и перекатом вперед в группировке присед (без опоры руками).

10. Из седа перекатом назад с прямыми ногами стойка на лопатках без опоры ладонями о спину.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре ладонями о спину локти надо отвести назад.

2. Следует полностью разгибаться в тазобедренных суставах.

3. Перекаты назад уметь выполнять в группировке и согнувшись.

4. Выполнять стойку на лопатках без помощи рук (без опоры ладонями о спину).

Стойка на голове и руках (рис. 5).

Из упора присев, опираясь теменной частью (почти лобной), толчком поднять таз и ноги. Выпрямиться. Сохранить равновесие. Тяжесть тела равномерно распределить на руки и голову.

Рис. 5. Стойка на голове и руках

Учебные задания:

1. Из упора стоя согнувшись спиной к гимнастической стенке переход в вис прогнувшись.

2. Из упора присев опереться головой (верхней лобной частью) о мат на разметку, нарисованную мелом, и равномерно передать тяжесть тела на руки и голову. Повторить задание 3 раза подряд; каждый раз держать стойку 3 - 4 сек.

3. То же, но, приподнимая ноги от пола и удерживая их согнутыми, выпрямить спину. Вначале делать упражнение с помощью.

4. То же, но у стенки с опорой о нее спиной.

5. Стойка на голове самостоятельно с опорой спиной ногами о стену.

6. Стойка на голове самостоятельно.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. Между точками опоры (руками и головой) условно обозначается равносторонний треугольник.

2. В стойке тело прямое.

3. Обучающийся должен уметь выполнять стойку на лопатках на полу и вис прогнувшись на гимнастической стенке.

Стойка на руках (рис. 6).

И. п. - руки вперед - кверху. Сделав широкий выпад, наклониться вперед, опереться руками на ширине плеч. Махом одной и толчком другой выйти в стойку на руках. Соединив ноги и сохраняя равновесие, выпрямиться.

Обучение выполняется с помощью партнера, стоящего сбоку.

Проверка готовности. Обучающийся должен знать, что:

1. При опоре руками надо держать пальцы врозь.

2. В стойке на руках следует максимально вытягиваться, не прогибаться. Смотреть на кисти рук.

Рис 6. Стойка на руках махом одной

3. Присоединять толчковую ногу к маховой нужно возможно позже.

Кувырок вперед из стойки на руках (рис. 7).


Рис. 7. Кувырок вперед из стойки на руках

Прежде чем обучать этому упражнению, надо научить занимающегося выполнять стойку на руках махом одной и толчком другой.

Учебные задания:

1. Махом одной и толчком другой стойка на руках с помощью и самостоятельно с опорой ногами о стену и без опоры. В стойке тело прямое, носки оттянуты, голова отведена назад.

2. Кувырок вперед с места.

3. Из стойки на руках с помощью медленное сгибание рук до касания мата затылком и лопатками впереди от опоры и возвращение в и. п.

4. То же, но быстро (с помощью). Страхующий, стоя сбоку, помогает, удерживая обучающегося за голеностопные суставы.

5. Из стойки на руках медленно:

а) опустить голову на грудь;

б) согнуть руки до касания мата затылком и лопатками впереди от опоры;

в) сгруппироваться и сделать кувырок вперед с помощью товарища.

6. То же, но быстро.

7. И. п. – руки вверх, левую вперед. Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед с помощью.

8. Махом одной и толчком другой стойка на руках и кувырок вперед.

Кувырок назад через стойку на руках.


Рис. 8. Кувырок назад через стойку на руках

Учебные задания:

1. Из упора присев перекат назад в группировке и перекатом вперед – и. п.

2. Из седа перекат назад до положения стойки на лопатках с согнутыми ногами и перекатом вперед – и. п.

3. То же, но ставить руки на мат за плечами, пальцами к плечам.

4. То же, но в момент постановки рук за плечами энергично разгибать тело движением ног вверх, до касания носками ориентира, подвешенного над головой или кисти вытянутой руки партнера.

5. И. п. – руки вверх, левая впереди на носке. Махом правой и толчком левой стойка на руках с помощью. Тело прямое, без прогиба, голова отведена назад.

6. Из упора лежа на лопатках, руки поставлены за головой, ноги прямые, медленное разгибание в тазобедренных суставах с одновременным разгибанием рук с помощью одного или двух партнеров. Страхующий, удерживая обучающегося за голеностопные суставы, медленно поднимает его вверх в стойку на руках.

3. Стойка на руках ноги врозь с помощью.

4. Стойка на руках ноги врозь с опорой спиной о стену.

5. В стойке на руках ноги врозь с опорой спиной о стену передавать тяжесть тела то на одну, то на другую руку с помощью товарища.

6. То же самостоятельно.

Вторая и третья серии учебных заданий:

1. Из стойки лицом к основному направлению на левой, правая вперед, шагом правой по линии выпад правой вперед, поставить правую руку вперед на расстоянии 50 см ладонью наружу, поставить левую на расстоянии 50 см по той же линии ладонью наружу. Махом левой и толчком правой, удерживая руки на полу, сделать «перескок» через левую сторону в положение выпада левой вперед с поворотом на 180 по той же линии, поднять руки вперед. Повторить 5-10 раз, 3-4 подхода.

2. Из положения выпада левой вперед, руки на полу впереди по линии, поднять правую руку, поднять левую руку с поворотом направо в стойку ноги врозь, руки в стороны. Повторить 5-10 раз, 3-4 подхода.

Четвертая и пятая серии учебных заданий:

1. Выход в стойку на руках с опорой телом о стену с разведением ног врозь и последующим переворотом в сторону (удобную для исполняющего). Если выход в стойку на руках делается с опорой на левую ногу махом правой, то переворот из стойки следует делать с опорой на правую руку.

2. Выход в стойку на руках ноги врозь с поворотом с помощью. Помогающий становится сбоку так, чтобы после поворота исполняющий оказался спиной к нему; поддерживать за поясницу (рис. 10).

3. Из стойки лицом к основному направлению на левой, правая вперед, руки вверх: шагом правой, сгибая ее, выпад правой, руки поставить как в упражнении 1 и махом левой сделать переворот боком через стойку на руках ноги врозь в положение упражнения 2. Вначале выполнить медленно с помощью партнера, а затем быстро. Повторить 5-6 раз, по 3-4 подхода.

4. Стоя лицом по направлению движения, делая взмах руками и толчковой ногой, быстро наклониться вперед, поочередно опираясь руками, выйти в стойку на руках ноги врозь, с поворотом в одноименную сторону, не задерживаясь в стойке на руках, опустить маховую ногу в сторону, встать в стойку ноги врозь, руки вверх.

При осваивании переворота боком необходимо заострять внимание на обязательном присутствии выпада в начале выполнения упражнения и выпада лицом в другую сторону в конце выполнения, что в значительной степени сократит процесс обучения этому акробатическому элементу.

Переворот осваивается в одну, а затем в другую сторону.

Упражнения на коне

Техника выполнения: Выполняется из седа с наклоном или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая перекат, назад согнувшись, поставить руки около плеч пальцами к плечам и быстро разогнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямляя руки; опуская ноги назад, принять упор присев.

Последовательность обучения.

1. Махом одной и толчком другой повторить стойку на руках с помощью.

2. Из стойки на руках опустить прямые ноги на опору и сгибая их выполнить упор присев.

3. Из положения, лежа на спине согнувшись (прямые ноги касаются опоры за головой, руки опираются у плеч) активно разгибаясь и выпрямляя руки выполнить стойку на руках с помощью.

4. Из седа с наклоном перекатом назад стойка на руках с помощью и возвращение в И.п.

5. Из седа с наклоном кувырок назад через стойку на руках с помощью.

6. Из о.с. наклониться как можно глубже и, теряя равновесие назад, опереться руками о пол около колен (сед с прямыми ногами) и кувырок назад через стойку на руках с помощью.

Рекомендации: необходимо отметить, что чем больше скорость кувырка, тем активнее надо разгибаться и выпрямлять руки. Помощь и страховку осуществлять стоя сбоку, придерживая за ноги, правильно направляя их во время разгибания.

Кувырок, назад прогнувшись через плечо

Техника выполнения: Из седа, руки вверх, наклониться назад и одновременно поднимая ноги перекатиться на лопатки, руки отвести в стороны и положить ладонями на опору. Опираясь на руки, голову наклонить на левое плечо и разогнуться в стойку на правом плече. Затем мягко (в прогнутом положении) перекатиться через грудь и живот в упор, лежа на бедрах.

Последовательность обучения.

1. Повторить перекаты прогнувшись.

2. Из положения лежа на спине согнувшись, руки в стороны (ладони на опоре), голова наклонена на левое плечо, разгибаясь выполнить стойку на правом плече с помощью.

3. То же, но после стойки на плече выполнить перекат прогнувшись в упор, лежа на бедрах с помощью

4. То же, но из седа руки вверх (выполнять медленно)

5. Выполнить кувырок, назад прогнувшись через плечо с помощью.

6. При уверенном исполнении можно выполнять самостоятельно.

Страховать сбоку (с противоположной стороны от наклона головы), руками держать за голень и помогать выполнить стойку на плече, далее, если необходимо, поддерживать ноги, чтобы перекат был мягким и в прогнутом положении.

Стойки - положения стоя. В акробатике стойками называют вертикальное положение ногами кверху - с указанием опоры.

Это движение, Кувырок назад с выходом в стойку на руках, не относится к самым лёгким.
Но несомненно является очень эффектным.

Поскольку мы занимаемся дома, обычно, для разучивания, мы используем вариант с выходом через голову. Хотя в спортивной гимнастике выходят непосредственно на руки.

Прежде, чем приступить к разучиванию Кувырка назад с выходом в стойку на руках, мы должны уметь делать:

  1. кувырок назад,
  2. стойку на голове,
  3. кувырок назад с выходом в стойку на голове,
  4. стойку на руках,
  5. своеобразный выжим со стойки на голове в стойку на руках.

После того, как хорошо освоим каждый из этих элементов, мы спокойно можем перейти к его разучиванию. В этом случае, разучивание движения «Кувырок назад с выходом в стойку на руках» не представит никаких сложностей.

Стойка на голове — это проходящее движение. Мы не стоим на голове и не задерживаемся в стойке на голове. Тяжесть тела ни в один из моментов не должна задерживаться на голове. Хотя в первое время это неизбежно.

Начнём с кувырка.

Кувырок назад.

Кувырок назад — это был второй элемент для разучивания в нашей школе.

Дети его делают всегда с удовольствием, если для его обучения соорудить что-то вроде горки, с которой можно скатываться.

Взрослые же, которые начали заниматься недавно, вздыхают с облегчением, видя это сооружение. Это несомненно легче, чем если бы на поверхности матраса, расстеленного на полу.

Итак, сооружаем горку, садимся на неё и …катимся вниз, как мячики.

Стойка на голове.

Стойку на голове начинаем изучать с опорой ног об стенку. Но прежде чем добраться до этого положения, нам придётся немало попрыгать в прямом смысле этого слова.

1. Сядьте на корточки лицом к стене недалеко от неё,

2. опустите голову на подушку, которую Вы, конечно не забыли положить между Вами и стеной.

3. При этом движении, конечно, некоторые части тела поднимутся вверх. Например, нижняя часть спины со всем, что к ней прилагается. нам именно это и надо!

4. начинаем «прыгать», то есть отталкиваться ногами, стараясь облокотить нижнюю часть спину против стены, оставаясь в положении вниз головой.

Кувырок назад с выходом в стойку на голове.

Этот урок немного сложнее предыдущих.

У детей достигается многократным повторением «играючи»

Не стоит говорить ребёнку, что это сложное движение.
Играйте!!! Игра заключается в следующем:
-встать с боковой стороны матраса и вытянуть руку ладонью вниз
— предложить ребёнку достать ногами до вашей, расположенной над матрасом, ладони во время кувырка назад
Эта, своеобразная, «планка» должна казаться ребёнку достижимой.

Повышать протянутую руку постепенно, по мере достигнутых ребёнком результатов, пока не увидите, что после кувырка он выходит в стойку на голове. Пример этой игры будет показан в последнем видео.

При недостаточной физической подготовленности тела, у взрослых это движение может занять намного больше времени. Просто многократным повторением его «не возьмёшь». Могут появиться неприятные ощущения в области шейного позвонка. Делайте небольшое количество попыток ежедневно, продолжая при этом работать над укрепление тела в целом.

Не надо думать, что можно укрепить мышцы шеи, не укрепив всего остального. Наберитесь терпение и укрепляйте всё тело! В жизни Вам всё пригодится, а в акробатике — это залог успеха.

Стойка на руках.

Стойка на руках разучивается также, как и стойка на голове. Начинаем разучивать движение с опорой ног об стенку.Здесь нам тоже придётся немало попрыгать.

Поставить руки недалеко от стены и начать подпрыгивать, опираясь на них. Цель — подпрыгнуть достаточно высоко, чтобы суметь прислонить тело (спину) против стенки, вытянув ноги.

Как только вы научитесь вставать на руки в этом положении, можно начинать отводить стопы от опорной стены, оставаясь в этом положении на некоторое время.

В этом же положение надо начинать «отжиматься». Не обязательно опускаться доставая головой до пола уже с самого начала. Начинать можно с пяти сантиметров вниз и вверх, как ленивые отжимания от пола.

Кувырок назад с выходом в стойку на руках.

Ну, вот, наконец-то мы и добрались до сути, то есть до кувырка назад с выходом в стойку на руках.

Если Вы хорошо усвоили все предыдущие элементы, то скорее всего, уже попробовали и собрать всё вместе, выполнив и это движение.

Бывает, что получается уже с первого раза. А иногда приходится ещё поработать.

Но помните, чем дольше Вы останавливаетесь на каком-либо элементе, тем крепче становится Ваше тело!

Практическое умение правильно делать кувырок через плечо поможет освоить технику безопасных падений, которая пригодится при выполнении сложных связок при паркуре.

Кувырок вперед – необходимый базовый элемент для более накрученных акробатических трюков в паркуре, боевых искусствах (самбо, айкидо). Во время тренировок отлично развивается растяжка, гибкость, координация в пространстве.

По-другому, этот элемент паркура называется «ролл» и используется практически всеми трейсерами после приземления, чтобы снизить нагрузку на позвоночник и ноги или сохранить скорость движения для выполнения следующих элементов. К примеру - выполнение через левое плечо. Из позиции – стойка на коленях, левая полусогнутая рука вытягивается вправо, упираясь, туда же наклоняется голова. Вместе с наклоном вперед левая полусогнутая рука от плеча до кисти полностью ложится на пол, прижимаясь к телу, левое плечо упирается в мат. Голова не мешает – она отклонена вправо, толчок правой ногой - происходит мягкий поворот.

Способ малотравматичный для позвоночника, особенно - на твердой поверхности.

Как кувыркаться через плечо назад

Простое упражнение, с которого, вообще, стоит начинать учить кувыркаться назад. И эффективное для смягчения падения. Изначально делают при исходном положении лежа. Ложатся на спину, поворачивают голову в сторону, противоположную тому плечу, через который осуществляется перекат. Полусогнутые ноги быстро поднимаются, отталкиваясь от пола, и колени легко проходят над плечом, не задевая голову. Завершается перекат через плечо приседом в любом варианте. Теперь можно переходить к усложненному варианту из исходного положения на корточках.

Кувыркаемся вперед через голову

Кувырок вперед должен выполняться технически грамотно:

  • Для начала упражнение следует делать только на мягкой поверхности, лучше всего – на спортивном мате. Желательно, чтобы он не «ездил» по полу, а был закреплен. Только овладев техникой в совершенстве, можно переходить на «жесткие» условия.
  • Исходное положение: глубокий присед на корточках. Спина округляется, подбородок обязательно прижат к груди. Иначе легко травмировать позвонки или шею. Чтобы проконтролировать прижатие подбородка, можно взять кусок поролона или мягкий предмет и зажать его подбородком. После завершения упражнения предмет должен оставаться на месте.
  • Колени в приседе нужно расставить так, чтобы между ними легко поместилась голова – не уже, не шире. Если их сжать, нос ударится о них при кувыркании. Нельзя: Пытаться делать упражнение, встав в упор на голову и закидывая ноги. При этом неизбежен сильный удар всей спиной.
  • Упор ладонями с переносом на них веса тела, постановка рук чуть шире ступней. Сгруппироваться – голова спрятана между коленей, подбородок прижимается к груди.
  • Ноги постепенно распрямляются с одновременным сгибанием рук. Голова касается затылком опорной поверхности (подбородок прижат).
  • Резкий толчок ногами и затем – плавный перекат с затылка на лопатки.

В процессе проведения кувырка колени прижимают к телу и обхватывают ноги пониже над щиколотками. При этом тело остается в скругленном положении, а пятки касаются ягодиц. Поза – «колобок». Инерции толчка ногами хватает на то, чтобы после касания лопатками тело катилось вперед.

Делать кувырок назад сложнее, поскольку координация, чувство равновесия должны быть более совершенными.

Исходная позиция – глубокий присед на корточки, повернувшись спиной к мату. Сильный толчок ногами и мягкое перекатывание назад. В процессе движения руки отводятся назад, ладони быстро ложатся возле головы так, как их кладут, собираясь делать «мостик». Чтобы не гасить инерцию движения, нужно оттолкнуться руками, чуть приподняв тело и продвигая его дальше из этой точки. Это следует делать плавно и одновременно быстро. Главное – взять хороший разгон и резко оттолкнуться ногами, тогда на этапе серединной позиции гораздо легче будет приподняться на руках и оттолкнуться.

Если не получается

Если упражнение не получается сразу, можно попробовать использовать стойку «березка». Делается толчок ногами, перекат на спину, и в момент касания лопатками мата производят «удар» ногами вверх, как при попытке встать на лопатки. И одновременно тело по инерции (вслед за ногами) приподнимается на руках, легко завершая элемент.

Тело, после нескольких выполненных кувырков, запомнит, как, что и с какой силой нужно делать, и контроль станет не нужен. Добившись результата, можно начать учиться делать элемент назад сериями.

Обучение акробатическим упражнениям начинается с простей­ших упражнений, к которым относятся группировки и перекаты.

Группировка - подготовительное упражнение для выполнения перекатов, кувырков, сальто. Различают следующие виды группи­ровки: в приседе, сидя, лежа на спине и широкую группировку (рис. 235). Все они выполняются из основной стойки, приседа, седа, из положения лежа на спине, руки вверх. Из этих положе­ний надо согнуть ноги в коленях, руками взяться за середину го­леней и плотно подтянуть колени к плечам, голову наклонить вперед, локти прижать к туловищу, спину округлить.

Перекаты изучаются как самостоятельные упражнения и как подводящие при овладении более сложными упражнениями. Они используются как связующие элементы и приемы самостраховки при падениях, выполняются из различных исходных положений. Различают: перекаты вперед в плотной группировке, в положе­нии лежа на спине (качалка); лежа прогнувшись на животе; из стойки на коленях прогнувшись, с опорой руками и без нее; из стойки на лопатках; перекаты назад из упора присев, из седа, из основной стойки через сед с прямыми ногами в упор на лопатках; перекаты в сторону из упора стоя на коленях (с опорой пред-


плечьями), на одном колене, другую ногу в сторону на носок; в широкой группировке прогнувшись, с группировкой в момент переката на спину; круговой перекат. Перекаты вперед и назад выполняются в плотной группировке. При перекате в сторону вып­рямившись сначала фиксируется поза «выпрямившись» (лежа на спине, животе), затем выполняется сам перекат (рис. 236). Пере­каты изучаются фронтальным способом.

После овладения группировкой и перекатами изучаются более сложные упражнения: кувырки, перевороты, полуперевороты, сальто, шпагаты, мосты, равновесия, стойки.

Кувырки выполняются вперед и назад, индивидуально, в парах и большими группами. Кувырки вперед - из упора присев, с шага, из стойки ноги врозь, с опорой и без опоры руками, из упора лежа, с выпада и из горизонтального равновесия, из стойки на руках в упор присев, в сед, в стойку на лопатках; длинный кувы­рок, прыжком и прогнувшись. Кувырки назад - из седа, из упора присев, из основной стойки после седа с прямыми ногами - в упор стоя на одном и двух коленях, в полушпагат, в упор стоя, ноги врозь; назад согнувшись, ноги вместе и врозь; через стойку на руках; через плечо (согнувшись и прогнувшись); в парах, взяв­шись под руки; кувырок вперед без опоры руками из положения боком друг к другу; со скрестным хватом руками. Кувырок, вы­полняемый вперед вдвоем, держась за голени: первый лежит на спине, подняв прямые ноги, второй стоит лицом к нему у головы (голова первого между стопами второго), оба захватывают друг

друга за голеностопы; вто­рой наклоняется вперед, слегка отталкивается нога­ми, ставит ноги первого (согнутые в коленях) ступ­нями на пол на ширину плеч и, сгибая руки, вы­полняет кувырок, подни­мая ногами партнера; пер­вый встает и выполняет то Же самое (рис. 237). Кувы­рок, выполняемый вдвоем:


стоя лицом друг к другу на расстоянии двух шагов, первый вы­полняет кувырок вперед, второй прыгает через него, ноги врозь-затем оба прыжком поворачиваются лицом друг к другу и кувы­рок выполняет второй, а первый прыгает через него, ноги врозь и т.д. Это упражнение можно выполнять втроем.

Овладевая кувырками, занимающиеся подготавливаются к изу­чению сложных акробатических упражнений типа сальто и фор­мируют навыки самостраховки.

Кувырок вперед выполняется из упора присев. Наклоняясь впе­ред, надо поставить руки на ширине плеч впереди ступней (на 40 - 50 см) и перенести на них тяжесть тела. Сгибая руки и полностью выпрямляя ноги, наклонить голову к груди, приблизить затылок к мату; оттолкнуться ногами и, группируясь, мягко перекатиться вперед с круглой спиной до упора присев без дополнительной опоры руками. В том случае, если упражнение не получается, его изучают по частям. Сначала овладевают плотной группировкой и перекатом на спине, постепенно увеличивая амплитуду для пере­хода в упор присев. Затем из упора стоя согнувшись или упора присев выполняется первая половина кувырка до положения упо­ра согнувшись (с прямыми ногами), а после паузы за счет плот­ной группировки выполняется вторая половина упражнения. При обучении кувырку используют повышенную опору и наклонную плоскость. Переворачиванию через голову помогают активным разгибательным движением ног, а при переходе в упор присев активным движением (накатом) плеч и головы вперед. Кувырок выполняется в одном темпе.

Длинный кувырок выполняется из полуприседа, руки назад. Тол­чком ног и махом рук вперед надо перейти в упор стоя с макси­мальным удалением рук при постановке на опору. Затем, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, перейти в упор на лопатках, выполнить группировку и закончить кувырок перекатом в упор присев. Длинный кувырок выполняется по большой амплитуде, но без фазы полета. Группировка выполняется только после каса­ния опоры руками (рис. 238). Овладеть этим упражнением можно, последовательно выполняя: кувырок вперед из упора присев, с постепенным увеличением расстояния между ногами и постанов­кой рук, с незначительного возвышения, с постановкой рук на

ориентиры (линия, флажок, стык матов и др.). Страховку и помощь оказывают стоя сбоку, под грудь и ноги или стоя несколько сзади и подталкивая исполняющего вперед за пояс для увеличения длины ку­вырка.

Кувырок прыжком выполняется из положения полуприседа, руки назад-


Толчком ног и махом рук вперед делается прыжок вверх-вперед с приземлением на руки, затем, сгибая руки и наклоняя голову на грудь, завершается кувырок приходом в упор присев. При выпол­нении кувырка прыжком обязательно наличие фазы полета. Груп­пировка выполняется только после касания опоры руками (рис. 239). Последовательность изучения: кувырок вперед в упор присев; затем, выставляя руки подальше вперед, с повышенной опоры, с небольшим прыжком в длину вверх-вперед, с посте­пенным увеличением фазы полета, через различные препятствия или через партнеров. Страховку и помощь оказывают стоя сбоку, под грудь и ноги.

Кувырок вперед из стойки на руках. После выхода в стойку на руках надо посмотреть вперед и, не задерживаясь, начать падение вперед с прямыми руками и прямым телом. В конце падения на­клонить голову на грудь и, опираясь лопатками на мат и не сгибая тела, начать перекат вперед, затем сгруппироваться и завершить кувырок (рис. 240). Овладеть этим упражнением можно последова­тельно выполняя: кувырок вперед из различных исходных поло­жений, после остановки в стойке с помощью товарища, из стой­ки на руках выполнить падение лопатками на мат, не сгибая тело (на время); в стойке на руках сделать дополнительное усилие (с по­мощью товарища) для выполнения падения на лопатки с прямы­ми руками. Страховать, стоя сбоку и поддерживая за ноги.


Кувырок назад. Из упора присев надо опуститься в сед, не изме­няя принятого положения группировки, энергично перекатиться по мату назад, захватить руками ноги около коленных суставов, активным движением усилить вращение. К моменту касания за­тылком мата быстро поставить руки у головы пальцами как мож­но ближе к плечам и разогнуть ноги до касания носками пола. Разгибанием рук облегчить переворачивание через голову, одно­временно согнуть ноги и принять упор присев. Успешное выпол­нение кувырка назад во многом зависит от своевременной поста­новки рук. Голова должна быть наклонена на грудь. Страховать, стоя сбоку, за поясницу в направлении движения.

Сед с прямыми ногами из основной стойки является связующим и наиболее характерным элементом для выполнения различных вариантов кувырка назад. Поэтому его изучают отдельно. Из ос­новной стойки делается наклон вперед, руки ставятся как можно дальше назад. Продолжая наклоняться вперед, выполнить сед с прямыми ногами, ставя прямые руки на опору. При разучивании сначала выполняется хороший наклон вперед с прямыми нога­ми, затем сед на повышенную опору с помощью товарища (стоя впереди и удерживая за руки или сзади и помогая за пояс), сед, постепенно понижая опору, с помощью и самостоятельно.

Кувырок назад согнувшись. Из основной стойки, наклоняясь впе­ред, выполняется сед с прямыми ногами, затем делается перекат на спину с последующим переворачиванием через голову в упор стоя согнувшись (можно ноги врозь). Действия руками в момент переворачивания через голову те же, что и в простом кувырке назад (рис. 241).

Кувырок назад прогнувшись через плечо выполняется из седа с прямыми ногами. Наклоняясь назад и одновременно поднимая ноги, надо перекатиться на лопатки, руки отвести в стороны и положить ладонями на пол; опираясь на руки, голову наклонить на левое плечо и, поворачивая ладонь правой руки по ходу ку­вырка и разгибаясь через стойку на правом плече, мягко перека­титься через грудь и живот в упор на бедрах. В момент перехода через стойку на плече руки поставить ближе к туловищу и, опира­ясь на них, смягчить перекат (рис. 242).


При обучении этому упражнению необходимо в положении лежа на спине, руки в стороны, наклонить голову к плечу и по­вернуть кисть; из стойки на плече сделать перекат через грудь и живот в упор лежа на бедрах; из упора лежа согнувшись разо­гнуться в тазобедренных суставах и вновь прийти в исходное по­ложение; из седа выполнить перекат на спину с наклоном голо­вы; выполнить разгибание и перекат через грудь с поддержкой за ноги. Страховку оказывают, стоя сбоку, за ноги.

Кувырок назад через стойку. Выполняется из седа с наклоном вперед или после седа назад с прямыми ногами. Заканчивая пере­кат назад согнувшись, поставить руки около плеч и быстро разо­гнуться ногами вверх, одновременно активно выпрямить руки. После выхода в стойку можно, сгибаясь, перейти в упор стоя согнувшись или, сгибая руки, выполнить перекат в упор лежа; можно также обратным движением сделать кувырок в группиров­ке или согнувшись (рис. 243). При обучении этому упражнению необходимо: из упора согнувшись поставить руки около плеч, вы­полнить разгибание в стойку с помощью товарища и вернуться в исходное положение несколько раз подряд; выполнить то же, но при активной помощи страхующего за ноги в момент разгибания. Страховку оказывают стоя сбоку.

Перевороты выполняются с фазой полета и без нее. Они могут быть: вперед махом одной и толчком другой, опорой руками и головой, медленный, с одновременной и последовательной опо­рой руками, толчком обеих ног, на одну ногу, с поворотом (рон-Дат); назад махом одной и толчком другой, медленный, с одно­временной и последовательной опорой руками, фляк; в сторо­ну - «колесо».

Переворот в сторону. Сущность этого упражнения состоит в выполнении вращательного движения через голову в лицевой плос­кости с последовательной опорой руками и ногами. Переворот влево выполняется из стойки на правой ноге, левая впереди, руки вверх ладонями вперед, лицом по направлению движения. С ши­роким шагом левой надо быстро наклонить туловище и, сгибая


левую ногу, поставить левую руку вперед на одной линии с левой ногой (примерно в одном шаге от нее). После этого без остановки взмахом правой и толчком левой ноги, последовательно опираясь руками, пройти через стойку на руках, ноги врозь. Поочередно отталкиваясь руками и опуская ноги, встать в стойку ноги врозь, руки в стороны (левым боком по направлению движения). Руки и ноги ставить на одной линии (рис. 244). При разучивании последо­вательно выполняются: стойка на руках (обозначить), стойка на руках с поворотом и широким разведением ног в стороны с по­мощью товарища, вторая половина переворота в сторону с помо­щью; переворот в сторону с использованием гимнастической ска­мейки; переворот в целом с помощью, а затем и самостоятельно. Изучать переворот следует в обе стороны. Страховать, стоя сзади,

за поясницу.

Переворот вперед с опорой головой и руками выполняется из по­луприседа или основной стойки. Толкаясь ногами, опереться ру­ками и головой (верхней частью лба) подальше от ног, после чего перейти в стойку на голове согнувшись, а затем, не задержи­ваясь, энергично разгибаясь в тазобедренных суставах (ноги пря­мые), сделать быстрый толчок руками, завершая движение паль­цами. В безопорном положении руки держать вверх, голову назад, максимально прогнуться. Приземляться на носки напряженных ног с переходом на всю стопу (рис. 245). В начале обучения этот эле­мент целесообразно выполнять с горки матов, постепенно умень-


шая ее высоту, затем на небольшое возвышение, через веревку или руку товарища. Его можно делать на одну ногу, на согнутые ноги, в стойку на коленях, в сед ноги врозь или вместе с накло­ном вперед. Помощь оказывается с одной или двух сторон, одной рукой под плечо, а другой под поясницу.

Рондат (переворот с поворотом) - связующий элемент, в младших разрядах и в учебных программах может иметь самостоя­тельное значение. Рондат выполняется махом одной и толчком другой ноги с последовательной опорой прямыми руками, с по­воротом на 180° и фазой полета после опоры руками. Упражнение делается в строго вертикальной плоскости. Рондат выполняется с места и с разбега. Начинается он с небольшого разбега, выполня­ется с небольшим наклоном тела, без сгибания в тазобедренных суставах, с параллельным положением рук, завершается подско­ком. После подскока начинается наклон туловища вперед. Толчко­вая нога ставится по линии разбега, после чего следует энергич­ное движение маховой ногой. При этом плечи не поворачиваются. Поворот начинается только перед самой постановкой правой руки за счет стремления поставить ее возможно дальше вперед, без фазы полета. Левая рука ставится несколько справа (при повороте нале­во) от средней линии (или на ней), пальцами влево (к средней линии). Правая рука ставится как можно позже снаружи от левой руки, примерно на ширину кисти от продольной линии опоры левой (опорной) руки. Пальцы правой руки слегка развернуты в направлении левой руки. Занимающийся должен выполнить весь поворот и соединить ноги при опоре одной рукой. Далее начина­ется курбет. Приземляться нужно точно на средней линии разбе­га, спиной к направлению движения, с выпрямленным телом (рис. 246). Рондат изучают в следующей последовательности: обу­чают курбету, перевороту боком с поворотом в одноименную сто­рону (против движения); то же, но соединяя при приземлении ноги и выпрямляя тело; то же, но с прыжком вверх; затем обуча-


ют постановке ног и рук по прямой линии, выполнению рондата в целом с места, с темпового подскока, с одного-трех шагов и легкого разбега, с разбега. Страховку оказывают стоя сбоку, в случае надобности поддерживая под спину.

Переворот вперед выполняется после темпового подскока на одной ноге. Шагом вперед наклониться и в момент жесткой по­становки рук на опору выполнить толчок опорной ногой и быст­рый мах назад за голову другой ногой. Руки на опору ставятся впереди плеч. Это обеспечивает активный, стопорящий толчок руками. Он должен совпадать с соединением ног при прохожде­нии стойки на руках. В полете тело слегка прогнуто, руки удержи­ваются вверх, голова отклонена назад. Переворот вперед можно выполнить с места, на одну ногу (рис. 247). При обучении необхо­димо: освоить стойку на руках, различные прыжки на руках в упоре лежа и в стойке; махом одной и толчком другой - стойку на руках с одновременным ударом двумя ногами о мат, висящий на стене; подскок в стойке на руках с отталкиванием от жесткой опоры и подкидного мостика; то же на плечо партнера или горку матов; переворот с помощью партнера и самостоятельно. Помощь оказывают одной рукой за плечо, другой - под поясницу.

Переворот назад (фляк) состоит из двух полупереворотов: прыж­ка назад с ног на руки и прыжка с рук на ноги (курбет). Чем больше скорость движения тела и чем ниже полет, тем лучше. Переворот назад с места удобно выполнять из положения стойки руки вперед. Предварительно выполняется мах руками назад до отказа, в момент движения рук (дугой) вперед тело выводится из равновесия (не выводя колени вперед), ноги слегка сгибаются, голова наклонена на грудь. Отталкиваясь и одновременно проги­баясь назад, нужно сделать активный мах прямыми руками назад за голову. В этом положении тело переворачивается назад в стойку на руках. Жестко встречая опору, следует оттянуться в плечах и выполнить курбет (рис. 248).


При обучении используются подводящие упражнения: сме­щение газа назад движением, похожим на момент посадки на стул; переворачивание исполнителя назад прогнувшись через руки партнеров; то же, но прыжком назад в стойку на руках; выпол­нение переворота назад с рук партнера; соединение прыжка на­зад в стойку на руках и курбет (с помощью партнера); переворот в целом с постепенно уменьшающейся горки матов (с помо­щью); переворот назад, стоя лицом к стенке или горке матов (со страховкой). Правильное выполнение переворота назад позволяет набрать скорость поступательного и особенно вращательного дви­жения тела, поэтому после него удобно делать другие акробати­ческие элементы.

Полуперевороты выполняются прыжком с одной части тела на другую с обязательной фазой полета. Они включают в себя: кур­бет, подъем разгибом, прыжок в стойку на руках, прыжок назад в стойку на руках с последующим перекатом, прыжок назад в упор согнувшись на лопатках и подъем разгибом.

Курбет выполняется из стойки на руках. Нужно оттянуться в плечах назад с выраженным прогибанием тела (растягиваются мышцы передней поверхности тела); затем, быстро напрягая их, округляя спину и сгибаясь в тазобедренных суставах, оттолкнуть­ся руками от опоры. Постановка ног на опору ближе или дальше к рукам зависит от последующего элемента (рис. 249). При разучива-


нии необходимо: выполнить курбет из стойки на руках на краю возвышения (подкидной трамплин, мостик или один-два мата) с мощным толчком руками, затем на дорожке. Все эти упражнения выполняются с помощью партнера. Он стоит сбоку и в момент отведения плеч и прогибания одной рукой под плечо, а другой под грудь помогает выполнить отталкивание, обеспечивая пра­вильную осанку тела (округленное положение спины) во время сгибания в тазобедренных суставах.

Сальто выполняется вперед, назад и в сторону, в группиров­ке, прогнувшись, согнувшись, махом, с поворотами, т.е. с одно­временным вращением относительно двух осей: поперечной и продольной.


Сальто назад в группировке выполняется после фляка, рондата и с места. Из стойки с параллельными ступнями выполнить полу­присед с небольшим наклоном туловища вперед, руки назад. Энер­гичным взмахом руками вперед-вверх, поднимая плечи, потянуться вверх, разогнуться в тазобедренных и коленных суставах и закон­чить толчок ступнями. В безопорном положении быстро принять плотную группировку. Момент захвата руками голеней совпадает с активным отведением головы назад, что усиливает вращатель­ный момент. Находясь лицом к полу, следует быстро разгруппи­роваться и приземлиться (рис. 250). При обучении необходимо: повторить группировку в положении лежа на спине и кувырок назад; выполнить прыжок вверх с места и с рондата в высокий «отскок» без группировки и с группировкой с помощью партнера или на горку матов; то же, но в соединении с кувырком назад; сальто с места в группировке с помощью партнера, с подкидного мостика, с небольшого возвышения и самостоятельно. Страховка и помощь оказываются рукой под поясницу для увеличения высо­ты и быстроты вращения; одной рукой под спину или под грудь и плечо при приземлении.


Сальто вперед в группировке выполняется с места и с разбега. При выполнении с разбега на последнем шаге делается прыжок (наскок) на обе ноги, руки отводятся назад. В процессе отталкива­ния руки быстро выносятся вперед-вверх. Отталкивание от опоры происходят прямым телом. Дальнейшее вращение обеспечивается плотной группировкой; руки из положения вперед-вверх энер­гично опускаются вниз и захватывают колени разведенных ног. Скорость вращения зависит от плотности группировки. Выполнив 3 / 4 сальто, нужно быстро разгруппироваться ногами к полу, встре­тить опору несколько спереди напряженными ногами (рис. 251). Приземление может быть и на одну ногу. При выполнении сальто в остановку наскок стопорящий: упругие ноги ставятся спереди, взмах руками направлен вверх; в переход: ноги ставятся ближе, взмах руками направлен вперед-вверх. Существует несколько спо­собов взмаха руками: мах руками вперед-вверх, движение рук сверху-вниз и мах рук назад-вверх с последующим сгибанием. По­следовательность обучения: выполнить стопорящий наскок и пры­жок вверх с прямым телом в сочетании с энергичным взмахом руками вперед-вверх на горку матов или на руки партнера; с раз­бега кувырок вперед на горку матов с опорой руками и без нее; с разбега сальто с приземлением на спину, в сед, в упор присев на горку матов с постепенным уменьшением ее высоты. Сальто вперед с батута, подкидного мостика, трамплина в яму с пороло­ном, а затем на дорожке, сальто через веревку. Страховка и по­мощь оказываются, передвигаясь сбоку, одной рукой под грудь, Другой под спину.

Шпагаты выполняются продольно левой (правой), поперек, вертикально, полушпагат. Шпагат можно выполнять из приседа, опираясь на руки, скольжением вперед и назад правой и левой; скольжением вперед из основной стойки, а также из других исход­ных положений. При их выполнении происходит сильное растяги­вание мышц и связок ног. Поэтому подходить к изучению этих уп­ражнений нужно с осторожностью, каждый раз обеспечивая тща­тельное разогревание основных мышечных групп. Для этого пред-


варительно выполняются: полушпагат; пружинящие движения в выпадах; махи ногами вперед, назад, в сторону; то же с помощью партнера; пружинящие движения с использованием гимнастичес­кой стенки в положении шпагата (не до конца) на полу и др.

Мосты выполняются опорой руками и ногами, на предплечь­ях, на одну руку, на одну ногу, разноименно, на коленях. Начи­нают обучать этому упражнению из положения лежа на спине. Согнутые ноги ставят на ширине плеч, руки опираются у головы (пальцы к плечам). Из этого исходного положения разгибаются ноги и руки, голова отводится назад, плечи над кистями, колени слегка согнуты, вес тела равномерно распределен на ноги и руки. По мере овладения упражнением постепенно сокращается рас­стояние между руками и ногами. Далее разучивают мост наклоном назад, стоя у гимнастической стенки и с помощью товарища. Мост опусканием выполняется со страховкой и на мягкой опоре до его уверенного выполнения учеником.

Из положения моста выполняют различные переходы: а) в ос­новную стойку, вес тела передается на ноги, таз подается вперед и происходит выпрямление сначала в поясничной, а затем в груд­ной части; б) в стойку на руках. Помощь и поддержка - рукой под спину. Переходы из моста могут выполняться поворотом вок­руг одной руки; в упор стоя на коленях; в упор сидя на пятках; в упор на одном колене, другая нога назад; в упор присев и др. Поворот на месте выполняется с вращением на 360° поочередно с опорой руками и ногами.

Равновесия могут быть: горизонтальное на правой (левой) ноге, переднее, боковое, с наклоном, «кольцом», вертикальное (шпа­гатом).

Горизонтальное равновесие выполняется из основной стойки. Для этого надо отвести правую (левую) ногу назад до отказа, руки в стороны (или другое положение), туловище и голову держать прямо. Затем медленно наклонить туловище вперед, поднимая ногу до отказа назад (не ниже уровня плеч), сохранить прогнутое поло­жение. При обучении этому упражнению предварительно выпол­няются: взмахи ногами, держась за опору на высоте пояса; то же, но с задержкой ноги в крайнем верхнем положении; равновесие с помощью товарища, держась руками за опору на высоте пояса, с кратковременным отпусканием рук.

Стойки могут выполняться на лопатках, на голове и руках, на голове и предплечьях, на предплечьях, на руках, на груди, на плече, на одной руке.

Стойка на лопатках выполняется из различных исходных поло­жений: седа с прямыми и согнутыми ногами, упора присев, упора стоя согнувшись и др. Для ее выполнения надо сделать перекат на­зад в стойку на лопатках с согнутыми ногами, руки как можно быстрее подставить под спину, пальцами обхватить поясницу. При-


нять устойчивое положение, равномерно распределив тяжесть тела на затылок, шею, лопатки и руки; разогнуть ноги вверх. Стойка на лопатках выполняется также с опорой прямыми руками о пол и вдоль туловища (рис. 252). Страховку оказывают, стоя сбоку, за ноги.

Стойка на голове и руках выполняется из различных исходных положений и различными способами (толчком ног, силой, махом одной и толчком другой). При выполнении из упора присев толч­ком ног или силой поставить голову на верхнюю часть лба, прий­ти в стойку на голове и руках в группировке, затем, разгибая ноги, выполнить стойку прямым телом. Голова ставится впереди рук на такое расстояние, чтобы образовался равносторонний тре­угольник. Тяжесть тела равномерно распределяется на все точки опоры. Руки ставятся на ширину плеч, локти согнутых рук обра­щены назад, пальцы развернуты вперед-наружу. При обучении этому упражнению необходимо выполнить: правильную постановку рук и головы из упора стоя согнувшись или на повышенной опо­ре; стойку на голове и руках в группировке у стены, с помощью товарища. Страховку оказывают стоя сбоку, за голень и стопы.

Стойка на руках выполняется из различных исходных положе­ний и различными способами. Простейшим вариантом является выполнение стойки махом одной и толчком другой ноги. Для это­го надо из стойки на маховой ноге, толчковая вперед на носок, руки вверх ладонями вперед наклониться вперед и, не опуская рук и удерживая спину прямой, поставить прямые руки на пол и подать плечи вперед, толчком слегка согнутой толчковой и энер­гичным движением маховой ноги назад-вверх выйти в стойку на руках. При этом толчковая нога присоединяется к маховой, а тело принимает максимально выпрямленное положение (надо потя­нуться носками вверх). Руки, туловище и ноги по возможности Должны составлять одну прямую линию (рис. 253). Стойку на руках лучше изучать, выполняя ее у стены или с помощью товарища. Страховку оказывают стоя сбоку и ограничивая руками возмож­ность падения.