Капанина Светлана Владимировна: биография, достижения, личная жизнь. Встреча со светланой капаниной Дальнейшее обучение и мечты не связаны

  • 20.07.2024
САМОЛЕТЫ

СПОРТ

ПОБЕДЫ

Капанина Светлана Владимировна

Родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинск Кокчетавской области (Казахской ССР). Папа очень спортивный человек: работал таксистом и занимался фигурным автовождением на льду, был в этой дисциплине вице-чемпионом Казахстана. Каждое утро делает зарядку и поднимает гири. В последствии "баранку" таксиста сменил на должность егеря Рыбохотнадзора. Мама всю жизнь проработала простым рабочим. В советское время - бухгалтером на базе в Промторге, а потом оператором автозаправки. У меня есть замечательная сестра Лариса и брат Олег. Семья всегда мне помогает и поддерживает! Я их очень люблю!!!

Я пошла по стопам отца. Увлекалась мопедами, мотоциклами, занималась спортом. Отстаивала честь школы и класса во всех спортивных мероприятиях и "Зарницах". Хорошо бегала на короткие дистанции, шесть лет занималась спортивной гимнастикой, выполнила норматив кандидата в мастера спорта. Приглашали в Целиноградскую школу Олимпийского резерва, отказалась из-за того, что тренера, Руппель-Ерёмушкину Ларису Александровну, с ней не пригласили.

Обожаю Ларису Александровну и очень благодарна ей за её большое сердце, за любовь к своим воспитанникам, за человечность, которую она вложила в своих спортсменов!!! Очень много в формировании ребенка зависит от первого тренера. Она прививала своим девчонкам доброту, любовь к своему делу, к членам команды и к соперникам, силу воли и трудолюбие, стремление к победе и много других положительных качеств...

После восьмого класса поступила на фармацевтическое отделение Целиноградского медучилища. Окна общежития выходили на лётное поле - чуть ли не каждый день наблюдала за полетами планеров ("они меня не впечатляли"), а вот прыжки парашютистов заинтересовали. Захотела прыгнуть с парашютом. Подбила на это дело девчонок, и группой в семь-восемь человек отправились в местный аэроклуб, но медкомиссию удалось пройти только мне. Одна заниматься не пошла. Занятия поздно, ездить далековато, женское общежитие, непростые отношения с преподавателями...

Закончила медучилище. По распределению направили в Курган, в аптеку при железнодорожной больнице. Через месяц отыскала местный аэроклуб... иду по коридору, а тут какой-то инструктор перехватывает и начинает усиленно уговаривать не в парашютную секцию идти, а "записаться на самолеты". Ну, и записалась. Несколько месяцев занималась теорией - самолетов в глаза не видела. А когда наконец первый раз посадили в самолет и "прокатили", по заданию был полет строем в составе звена из трех самолетов, то меня этот спокойный горизонтальный полет не впечатлил.

С трудом уволившись с аптеки (в те времена, было очень строго с отработкой по распределению после учебы), собралась уезжать домой, в Щучинск, но тут прибежал Евгений Боровинский (потом летали с ним в одной группе) и говорит: "Рукавишников просил не уезжать насовсем, пока не прокатишься на пилотаж". Рукавишников Александр Васильевич был тренером в Курганском авиаспортклубе (АСК). О нем говорили: "Он и обезьяну летать научит..." Александр Васильевич сразу уловил спортивный характер юной девчонки, приплюсовал вестибулярный аппарат и физические возможности, доставшиеся от спортивной гимнастики, и очень не хотел терять, по его словам: "перспективного спортсмена". Очень благодарна ему за настойчивость с которой он убеждал меня остаться!!!

В общем, погостила дома и вернулась, думала, что на несколько дней - уважить тренера.

И тогда Рукавишников договорился с начальником АСК, чтобы Солодовников Леонид Аркадьевич (он стал потом моим тренером) устроил "настоящий прогон", а не как обычно делают для новичков, чтобы их раньше времени не испугать.

Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины - словом, ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу...

Меня тут же оформили техником-электриком связи при АСК - и я начала летать. Мама, конечно же, пришла в ужас: "Если ты в этом аэроклубе останешься, ты мне больше не дочь!". Но я свою маму знаю, и действительно, ее гнева хватило лишь на пять дней. Потом она часто говорила: "Даже если ты полетишь в космос, я не удивлюсь".

Так уж получилось, что спортсменкой А.В. Рукавишникова я не стала, но он во многом помогал и поддерживал... Очень ценю все, что он сделал для меня.

Первым инструктором был Николай Голубцов. Он иструкторил первый год, но был очень опытным спортсменом и великолепным человеком.

Со второго года стала летать у замечательного штурмана-инструктора-тренера Солодовникова Леонида Аркадьевича. Это человек, который в самолетном спорте дал мне ВСЁ: пилотаж, почерк, летный характер, шарм, силу и красоту полета, стремление к победам... С ним мы прошли через многое: слезы и обиды на тренировках, горечь поражений и радость побед на соревнованиях, короткую семейную жизнь... Скорблю о том, что жизнь его так рано оборвалась... Он мой "ангел-хранитель"!

С 1991 года вошла в состав сборной команды России по высшему пилотажу.

К имени Л.А.Солодовникова хочу добавить еще несколько имен тренеров, которые впоследствии помогали и продолжают помогать мне тренироваться и готовиться к соревнованиям: К.Г.Нажмудинов, А.Г.Шпиговский, В.Н.Чмаль.

В 1993 году выступала на первых международных соревнованиях - чемпионате Европы. Потом, соревнования стали проходить всё чаще - по нескольку раз в год, и так уже более 20 лет.

С 2000 года работаю на фирме "Сухого" летчиком-инструктором 1класса.

Живу в городе Москве. У меня прекрасный муж - Владимир, и чудесные дети - сынуля Пересвет и доченька Есения. Они мои "АНГЕЛЫ-ХРАНИТЕЛИ" на земле! Они всегда за меня молятся! И все мои победы для них!!!

Пилотажные фигуры в небе, которые совершает эта женщина, впечатляют мировых экспертов высшей степенью летного искусства. является единственной женщиной-пилотом, обладательницей Гран-при Кубка мира. Ее регалий не счесть: летчик-инструктор, "Заслуженный мастер спорта" и тренер России, обладатель 39-ти медалей в чемпионатах мира и член российской сборной по высшему пилотажу. И, ко всему сказанному, Светлана Владимировна - красивая женщина, любящая жена и мать двоих детей.

Задатки победителя

За три дня до Нового года в 1968 родилась Светлана в Мама работала бухгалтером, потом оператором заправки, а вот папа совмещал работу таксиста с автовождением на льду. Последнее занятие принесло отцу звание вице-чемпиона Казахстана. Светлана Капанина не единственный ребенок в семье. У нее есть также сестра и брат.

Свое упорство и лидерство девочка показала, будучи школьницей. Ни одно спортивное мероприятие не проходило без ее участия: зарницы, забеги и гимнастические выступления. Светлана 6 лет отдала гимнастическим тренировкам. И уже тогда доказала, что любое ее увлечение сопровождается достижениями. В гимнастике девушка выполняла программу, соответствующую Возможно, сейчас Россия и не получила самую титулованную летчицу, если бы не преданность юной Светланы своему тренеру по гимнастике Ларисе Александровне. Подающую надежды спортсменку приглашали в школу Олимпийского резерва в Целиноград, но Капанина отказалась из-за отсутствия такого же предложения своему тренеру. А после восьмого класса девушка покинула спорт и решила осваивать фармацевтические дисциплины в Целиноградском училище.

Лётная родина

После окончания медучилища в 1987 году, по распределению, поднимать химическую промышленность отправилась Капанина Светлана в Курган. Именно в этом городе девушка решила реализовать свою давнюю мечту - прыжок с парашютом. Волею судьбы Капаниной встретился мужчина, который, увидев растерянный взгляд девушки, поинтересовался, чем он может ей помочь. Она спросила: «Где записывают на прыжки с парашютом?». - «Зачем вам парашют, записывайтесь на летчицу. С парашютом мы вас сбросим и на летной секции».

Когда Светлана дошла до кабинета, где записывают желающих на разные авиационные дисциплины, она промолвила: «Самолетная секция». Осознав, что произнесла не то, за чем пришла, девушка не стала исправлять сказанное, дабы не показаться неуверенной в себе личностью перед работниками авиаклуба.

Вот так будущая чемпионка, летчица Светлана Капанина, биография которой случайным образом определила её хобби и профессию, стала тренироваться в авиационном спортклубе (АСК).

Тренировки

Перспективного ученика сразу же заприметил Рукавишников Александр Васильевич. Отличный вестибулярный аппарат, физическая подготовка, стремление быть лучшей - всеми этими качествами обладала Капанина Светлана Владимировна. Фото этой утонченной и обаятельной блондинки не соответствуют классическому представлению внешности женщины, отдавшей свою жизнь на достижения высшего пилотажа в лётном искусстве.

Первый обычный полет не впечатлил Светлану, и тогда для девушки устроили настоящий прогон с петлями, виражами и разворотами, после которых она навсегда влюбилась в небо. Светлана Владимировна до сих пор помнит эти ощущения: бешеная скорость, перевернутые земля с небом, удары головой о фонарь, адреналин и желание всему этому научиться.

Оформили Капанину в АСК авиационным техником по связи. Первым тренером был Рукавишников А.В., через год обучать мастерству полетов начал Солодовников Л.А. В 1991 году Капанина Светлана попала в сборную по высшему пилотажу и получила звание «Мастер спорта».

Выступления

К 1992 году Светлана уже стала инструктором, а через год поехала на свой первый чемпионат Европы, откуда привезла И это достижение стало началом ее большого пути в карьере.

В 1995 году в ЮАР она заняла второе место в Абсолютном зачете, не оставив ни одной медали пилотам из мужской категории. А через год, на чемпионате мира в США, после того как Капанина завоевала все золото, её наградой стало звание «Почетный гражданин Оклахомы».

В 1998 году в Великобритании Светлана открывала авиационное шоу, организованное в честь 80-летия ВВС Королевства. Там местные журналисты окрестили русскую летчицу «Сибирским ангелом». Это стало ее первым профессиональным прозвищем.

На сегодня Светлана Капанина - летчик-инструктор 1 класса и обладатель 67 золотых, 26 серебряных и 13 бронзовых медалей.

Лучшие самолеты

Для Светланы, да и для мировых пилотов, лучшими летно-техническими характеристиками обладают самолеты марки Су. Когда были госзаказы, функционировали авиационные клубы, их выпускало конструкторское бюро (КБ) им. Сухого и большая часть участников на международных чемпионатах выполняла программу на этих самолетах. На сегодня и вся серия спортивно-учебных летательных аппаратов не выпускается. Они лишь перепродаются подержанные и до сих пор пользуются спросом.

Самолеты, выпущенные на ОКБ им. Сухого, имеют хорошую аэродинамику, устойчивы к перегрузкам и эргономичны. Но отсутствие финансирований этого вида спорта сказалось на остановке выпуска самых лучших самолетов.

С развалом Советского Союза летные секции перестали поддерживаться государством. Об этом свидетельствует тот факт, что средний возраст команды составляет 47 лет! Когда Светлана была учеником, то количество часов для занятий отводилось около 70 в год, а сейчас если удастся отлетать хотя бы 15, уже хорошо.

Светлана Капанина КБ «Сухого»?

В 2000 году Светлана с остальными членами сборной по высшему пилотажу была принята на работу в компанию «Сухого». Предложили Королеве небес должность летчика-инструктора с перспективой стать испытателем. Капанина как раз в то время была учеником школы им. Федотова, которая занималась подготовкой летчиков-испытателей. После теоретического курса на практике применить знания ей не пришлось. По плану необходимо было отлетать определенное количество часов на разных видах самолетов, всего в группе насчитывалось 30 человек.

По каким-то причинам, скорее всего финансовым, Светлану не допустили к практическим занятиям. Поэтому она так и не стала летчиком-испытателем в КБ «Сухого», но осталась и по сей день работать при заводе инструктором. Кстати, благодаря компании «Сухого» российская сборная высшего пилотажа всегда имеет отремонтированные самолеты.

Мечта - своя школа

Капанина Светлана Владимировна с годами не потеряла интерес к полетам. Она продолжает выступать в авиашоу и чемпионатах. Ее приглашают на авиационные представления зарубежные организаторы, а она вынуждена отказываться из-за отсутствия самолета. Например, у каждого иностранного участника чемпионата личный летательный аппарат, а у российской команды на десять человек два самолета. Сталкиваясь с множеством проблем: отсутствием техники, средств, авиашкол, она помогает молодому поколению познавать прелести летного дела, тренируя ребят.

Светлана Владимировна с годами начала задумываться о работе за рубежом, как о способе заработать деньги, чтобы организовать летную школу и продлить угасающую жизнь самолетного спорта в России.

Нестандартные ситуации

Светлана Капанина, личная жизнь которой находится в постоянном риске, попадала во время полета в опасные ситуации. И в интервью, когда ее спрашивали, случались ли отказы двигателя, она спокойно отвечала: «Да, и это нормально». На международном демонстрационном полете после отказа двигателя Светлана так умело посадила самолет, что об этом инциденте знало только руководство полетов.

Был случай, за день до чемпионата Европы, во время тренировки, при выполнении фигуры «штопор», сорвалась лопасть аппарата и вонзилась в лонжерон крыла, а за ней сразу же отпал винт. Вся команда замерла от страха в ожидании посадки. Светлана посадила самолет на грунтовую полосу и добилась минимальных повреждений техники, даже наушники успела отстегнуть, перед тем, как покинуть кабину пилота, потому как нуждалась в них на завтрашнем чемпионате.

Светлана Капанина: биография, личная жизнь

В некоторых источниках о биографии и личной жизни «Сибирского ангела» есть сведения, что первым ее мужем был Солодовников Леонид, тренер из Кургана. По трагической случайности в 1994 году он ушел из жизни. Этот болезненный период в жизни Светлана Владимировна не любит обсуждать и давать какую-либо информацию.

Сейчас семья Степанов-Капанина воспитывают двоих детей и живут в Москве. Муж Светланы - Владимир, тоже спортсмен, у него четвертый дан по каратэ. Он занимается тренерской и судейской работой. Первый ребенок в спортивной семье - это сын, с древнерусским именем Пересвет, а младшая - дочка, с не менее интересным именем Есения. Дети, видя достижения родителей, мечтают также покорить небо и боевые искусства. Поэтому хочется пожелать семье Степанов-Капанина успешных взлетов во всех начинаниях!

«Королева небес», «Принцесса на горошине», «Сибирский Ангел»… Какими только эпитетами не награждали Светлану Капанину журналисты и поклонники! А все потому, что дело, которому она посвятила свою жизнь, поистине достойно самых высоких похвал. Ведь не только ради собственного удовольствия занимается эта белокурая красавица высшим пилотажным спортом - она честь России подняла на недосягаемую высоту и уверенно держит первенство в мире, оставив позади немало титулованных летчиков-мужчин из разных стран.

Визитная карточка
Абсолютная Чемпионка России - 1991, 2001.
Абсолютная Чемпионка Европы - 1997, 2006.
Абсолютная Чемпионка Всемирных Воздушных Игр - 1997,
2001.Абсолютная Чемпионка Мира - 1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007.
Единственная женщина обладатель Кубка мира Гран-при.
Обладательница 38 золотых медалей чемпионатов мира в отдельных упражнениях, единственная среди мужчин и женщин за столетнюю историю спортивной авиации обладающая таким количеством абсолютных титулов.
Летчик-инструктор 1-го класса ОАО «ОКБ Сухого».
Член сборной команды России по высшему пилотажу.
Заслуженный мастер спорта России.
Заслуженный тренер России.
Лауреат Национальной спортивной премии «СЛАВА».
Лауреат Национальной премии общественного признания «ОЛИМПИЯ».
Академик Академии проблем безопасности, обороны и правопорядка России.
Студентка Курганского государственного университета.

При множестве своих титулов, медалей и побед она вмиг стала известна широкой российской аудитории, когда в ходе авиасалона «МАКС» в г. Жуковском в августе 2007 г. решительно подошла к Президенту Владимиру Путину и вступила с ним в диалог о положении дел в спортивной авиации. После чего спокойно села неподалеку, рядом с украинским премьером Виктором Януковичем. Как позже отметили СМИ, поведение незнакомки в красном летном комбинезоне вызвало шок у охраны Президента и его пресс-службы, поскольку не было предусмотрено протоколом. Но на то она и Светлана Капанина - пассионария небесных просторов…
- Светлана, Вы действовали импульсивно, спонтанно? Или вопрос, что называется, назрел?
- Я очень рада, что вмиг страна узнала, что есть такой спорт - высший пилотаж на самолетах. Да, вопрос назрел и уже давно. Если быть точной, первая встреча с Владимиром Владимировичем Путиным состоялась в 2002 г. в Кремле при вручении мне ордена Почета. Президент уже тогда, при всей его загруженности, с большим вниманием отнесся к проблемам самолетного спорта. И поэтому неожиданностью, а тем более спонтанным и импульсивным шагом мое обращение к Президенту России назвать нельзя. На «МАКСе» наш диалог о проблемах самолетного спорта был продолжен.
Родилась Светлана в далеком казахском городке Щучинске в рабочей семье. Любила в одиночестве часами смотреть на огонь, воду и… в небо. В 10 лет уговорила родителей купить ей мопед. Постигая азы вождения и замирая от восторга, девочка мечтала продолжить тесную дружбу со скоростью, риском и опасностью - остро желала попасть в школу каскадеров. Можно представить состояние родителей, чья экзотическая дочь смыслом жизни видела то, от чего у обычных людей сердце уходит в пятки и перехватывает дыхание.
Света оказалась послушной дочерью, уступила просьбе родителей и по окончании школы пошла учиться самой мирной в мире профессии - фармацевта.
Трудно представить, что происходило с вольнолюбивой, устремленной в небо душой девушки, когда она работала в аптеке среди пузырьков и пипеток! Страстно мечтая прыгнуть с парашютом, Света записалась в аэроклуб.
- Женщина в кабине пилота - явление неординарное. Что Вы испытали в момент, когда впервые сели за штурвал самолета, когда поднялись в воздух, когда увидели за бортом землю? Как к Вашему решению учиться летать отнеслись родители?
- Полет сложно описать словами, нужно просто слетать. Когда я сказала маме, что буду летать, она ответила: «Я не удивлюсь, даже если ты скажешь, что летишь в космос». Поэтому от полетов меня никто не отговаривал. Окончательный выбор в пользу обучения летному мастерству был сделан после полета с инструктором на высший пилотаж. Голова бьется о фонарь, ручка управления - по коленям, педали - по ногам, перегрузка то вдавливает, то выбрасывает из кресла, а перед глазами - земля-небо, небо-земля, все в движении…Тогда я и поняла, что должна этому научиться.
… Она научилась. Даже летать хвостом вперед. Такая фигура на соревнованиях называется «колокол». Самолет летит вертикально вверх, потом начинает падать на хвост... Это самая сложная фигура не только для Светланы. Высокоточно исполнять ее могут лишь 15-20 летчиков в мире…
На своем первом чемпионате мира в ЮАР в 1995 году, будучи единственной женщиной среди 44 пилотов-мужчин, Светлана стала второй в Абсолютном зачете, забрав у мужчин, по упражнениям, золото, серебро и бронзу!..
Она научилась летать так, что удостоилась титула… Почетный гражданин Оклахомы! Случилось это в США в 1996 г. на чемпионате мира, где она забрала все женское золото, своими результатами изрядно потрепав нервы мужчинам.
Она научилась летать так, что в 2001 г. в Испании директор соревнований Икариады после финального полета Светланы преклонил колено перед абсолютной чемпионкой мира, завоевавшей четыре золотые медали, прихватив при этом и мужские…
- Но с парашютом я все-таки прыгала и не раз. Это незабываемые ощущения. Небо, словно магнит, притягивает к себе и, однажды «заболев» им, можно считать, что это на всю жизнь.
Летает Светлана Капанина на самолетах Су-26 и Су-31. Прекрасные машины - сильные, надёжные! Покорить такого красавца, подчинить своей воле и желаниям - задача не для слабых. Глядя, как легко и естественно это удается Светлане, можно подумать, что летать - все равно, что ходить по земле. И мало кто знает, какие невероятные перегрузки испытывает во время полета летчик, а точнее летчица! Например, хрупкое тело невысокой Светланы «весит» во время полета более полтонны! Кроме того, серийный самолет Су-26 сделан под обычный мужской рост, и, чтобы дотянуться до ручки управления, Капаниной приходится подкладывать на кресло подушки. Вот откуда появилось это шутливое и вместе с тем уважительное обращение коллег - «Принцесса на горошине». Но сейчас на Су-26М3 стоит катапультная система и кресло переставляется «легким движением руки», в подушках отпала необходимость.
Блиц - интервью
- Кто для Вас пример для подражания в профессии?
- Учусь у всех. Профессионалы имеют индивидуальный почерк.
- Профессия летчицы наносит вред здоровью?
- Там, где начинается большой спорт, кончается здоровье.
- Каждая ли женщина может сесть за штурвал или для этого необходима некая сумма качеств, способностей, черт характера?
- Главное - желание, здоровье и любовь к небу, а дальше - труд, пот и терпение.
- Вы удивительно красивая женщина. Замечаете ли, что Ваши полеты, перегрузки, напряжение не лучшим образом сказываются на Вашей внешности? Как Вы релаксируете? Как восстанавливаетесь?
- Спасибо за комплимент. Да, конечно, перегрузки не проходят бесследно. Во время тренировок я редко смотрю на себя в зеркало, а восстанавливаюсь в семье.
- Дети Ваши, наверное, тоже мечтают быть как мама? Или - как папа? Муж не требует возвращения в лоно семьи?
- Дочь Есения в три года заявляет: «Буду летать на мамином самолете», а сын Пересвет в свои пять лет говорит: «Буду летать на боевом самолете». Но пока отдает предпочтение боевым искусствам. Муж считает, что каждый человек должен реализовывать себя в чем-то. Поэтому помогает мне.
- Почему Вы назвали своих детей древнерусскими именами - Есения и Пересвет? Как звучат ласкательные варианты имен?
- Мы считаем, что имя определяет судьбу. Имя Пересвет не только сильно своей историей, оно красиво само по себе и незаслуженно забыто. Я называю сына Светик, Светлячок, а муж, когда сердится, Перцем, а так - Рассветом. Девочке не нужно героическое имя, а Есения - имя красивое и нежное. Коротко - Еся, Есенька. Имена выбирали сообща.
- Вас называют правдолюбцем и правдорубом. Какие ситуации вынуждали Вас занимать такую позицию?
- Ситуация одна - боролась и буду бороться за развитие самолетного спорта.
- На каких самолетах - отечественных или зарубежных - летать лучше (легче, комфортнее)?
- На зарубежных не летала, наши самолеты на сегодняшний день лучшие в мире, но, к сожалению, у нас их нет.
- Мечтаете ли поднять в небо мощный авиалайнер? Что не сделано в жизни из того, что хотелось бы?
- Моя любовь - спортивная авиация. Мечтаю о новых спортивных самолетах. О приемлемых законах и доступности малой авиации в стране. И все, что планирую, думаю, сбудется.

Елена Саркисова

И еще один пост про вдохновляющих людей.
Посмотрите, какая потрясающая женщина -

Это Светлана Капанина - семикратная чемпионка мира по высшему пилотажу, заслуженный мастер спорта России, заслуженный тренер России, летчик-инструктор "ОКБ Сухого".

Впервые о Светлане мне рассказал отец. Я тогда еще имела привычку спорить, если в Интернете кто-то не прав. И меня угораздило схлестнуться на просторах Сети с одним мерзавцем (это не ругательство, это спокойное объективное определение с моей стороны), который под опубликованным к 9 Мая стихотворением Друниной про девушку-солдата начал писать гадости на тему того, что, мол, знаем, зачем все эти... тащились на войну, припомнил мерзкую аббревиатуру ППЖ, а в итоге договорился до принципиальной неспособности женщины представлять из себя не то что боевую единицу - вообще делать что-то за пределами кухни и детской. И тогда папа рассказал мне про Капанину. Своего опппонента я, конечно, ни в чем не переубедила, но зато образ бесстрашной покорительницы воздуха запал в душу. И вот сейчас я о ней вспомнила и хочу в свою очередь рассказать.

Будущая летчица родилась 28 декабря 1968 года в городе Щучинске Казахской ССР (ныне Акмолинская область, Казахстан) в семье рабочих. Ее отец работал таксистом и увлекался фигурным автовождением на льду, по его примеру Светлана с детства тянулась к спорту - были и мопеды, и мотоциклы, и бег на короткие дистанции. Шесть лет отдала спортивной гимнастике, сдала нормативы кандидата в мастера спорта. Светлану даже звали в школу олимпийского резерва - не пошла, так как туда не пригласили ее преподавательницу.
После восьмого класса Светлана поступила в Целиноградское медучилище на фармацевтическое отделение. Окна общежития выходили на летное поле, и девушка могла видеть тренировки спортсменов. Возникло желание попробовать себя в прыжках с парашютом, однако тогда с занятиями "не срослось".
После училища девушка попала по распределению в Курган, где уже через месяц пришла в местный аэроклуб. Там случайно встретившийся инструктор уговорил ее вместо парашютного спорта заняться пилотированием. Однако первый, после нескольких месяцев наземной теории, спокойный горизонтальный полет Светлану разочаровал. Из спорта не дал уйти замечательный летный инструктор А.В.Рукавишников. Он по достоинству оценил и спортивный характер девушки, и хорошую физическую подготовку, приобретенную годами гимнастических тренировок. Чтобы заинтересовать перспективную ученицу, он устроил Светлане "прогонный полет" по всем правилам высшего пилотажа.

"Это был самый невероятный полет, таких ощущений больше никогда в жизни я не испытывала: потрясающая крутизна, небо и земля с бешеной скоростью вращаются вокруг самолета, и пусть голова в шишках от ударов о фонарь кабины – всё равно ужасно понравилось и определило всю мою дальнейшую судьбу…"

Светлану оформили на работу техником-электриком связи при аэроклубе. И начались полеты. Со второго года ее инструктором стал Леонид Солодовников. Многие отговаривали ее, пугая его невыносимым характером. Однако девушка сумела сработаться с резким и требовательным учителем. Тренер не прощал ей малейшей неточности, заставляя отрабатывать не одну сотню раз каждое упражнение, повторяя: «Человек может простить, небо - никогда». Через три года она стала абсолютной чемпионкой России по высшему пилотажу и членом сборной страны. За Леонида Солодовникова она вышла замуж.

"Стиль и почерк зависят от характера пилота, но закладывается он тренером, его умением разглядеть в ученике способности, если хотите, дар, и развивать их. Все остальные годы уходят на совершенствование пилотажных фигур и их комбинаций. А вот присутствие шарма и грации в полете - или есть, или их нет. Это внутреннее состояние души. И они могут только слегка меняться, в зависимости от настроения".

В 1993 г. на Чемпионате Европы в Италии Капанина взяла серебро и вместе с медалью получила звание мастера спорта международного класса, а Леонид Солодовников - звание заслуженного тренера РФ. Они начинают подготовку к чемпионату мира по высшему пилотажу, который состоится через год в Испании. Но через год Леонид погибает - нелепо, невозможно. Это стало тяжелейшим ударом для летчицы. Вместо синего неба перед глазами распахивалась бездна горя и одиночества. Близкие полагали, что Светлана оставит полеты.
Однако женщина предпочла лечить горе тренировками. На крутых виражах личная трагедия отступала, отходила на второй план.Признанием в любви погибшему мужу стало ее выступление на Кубке мира. Под музыку «Юноны и Авось» она исполнила танец в небе, сравнимый разве что с лучшими номерами звезд фигурного катания. Выступление называлось «Аллилуйя любви».
А потом были США. 18-й Чемпионат мира по высшему пилотажу на военной базе в Оклахоме. 79 летчиков из 23 стран. О победе американцев говорили как о деле решенном: у каждого свой личный тренер и персональный самолет. Лучший отель для отдыха.
Русские же в пустыне, на жаре, вручную собирали самолеты. Все были асами своего дела, но катастрофически не хватало часов налета - едва ли пятая часть от обязательной спортивной нормы. Не хватало денег, питались скудно, экономя на всем.
Соревнования по высшему пилотажу проходят в несколько этапов. Первый - обязательная программа - домашние заготовки из сложнейших фигур. Второй - произвольная программа. Третий - темная программа, которая составляется из фигур, заявленных каждой командой. Жюри выбирает 15 из них и оглашает программу за сутки до вылета. Сами летчики говорят, что отдельные элементы этого упражнения невозможно описать словами. Абсолютным чемпионом признают летчика, показавшего лучший результат по сумме трех этапов.
Светлана чувствовала себя плохо, самолет откровенно барахлил. Судьи ничего не заметили, но все же команда находилась на грани провала. Спас случай: из-за погодных условий соревнования прервали на четыре дня, за это время летчики успели восстановить силы и исправить все проблемы в машинах.
Россия победила в командном первенстве. Капанина стала абсолютной чемпионкой мира, завоевав 4 золотых медали. Власти штата Оклахома назвали ее лучшим пилотом чемпионата. Американца вручили Светлане позолоченный ключ и присвоили звание почетного гражданина штата.
После такого триумфа один из западных журналистов написал о победительнице: «Светлана Капанина относится к числу тех характеров, которые способны изменить ход событий самым непредсказуемым образом, в стиле Джеймса Бонда».

А потом - Китай. И ставший легендарным пролет в узком, как игольное ушко, ущелье между скалами. Это рискованное предприятие Светлане предложил один из организаторв Кубка мира. Сначала женщина отказалась. Но, услышав, как у нее за спиной асы говорят, что она струсила, - решила, что полетит.
Ущелья в Китае - узкие и непредсказуемые. Все летчики знают их коварство, побороть которое способны лишь асы из асов.
Светлана на своем "Су-26" набирает скорость и ставит самолет "на нож" - но его бросает на каменную стену. Сделав шесть "бочек", летчица триумфально вырывается из каменной западни. Теперь никто не сомневается в том, что она - лучшая.

Сейчас Светлана может гордиться внушительным списком побед:
- Абсолютная чемпионка мира среди женщин (1996, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2011).
- Абсолютная чемпионка Всемирных воздушных Игр среди женщин (1997, 2001).
- Абсолютная чемпионка России среди женщин (1991, 2001).
- Чемпионка СССР по высшему пилотажу (1991).
- Абсолютная чемпионка Европы среди женщин (1997, 2006, 2014).
- Тридцативосьмикратная чемпионка мира в отдельных видах программы среди женщин (1996, 1998, 2000, 2001, 2003, 2005, 2007, 2009, 2011, 2013).
- Восьмикратная Чемпионка Всемирных воздушных игр (1997, 2001).
- Семнадцатикратная Чемпионка Европы (1997, 2006, 2014).
-Обладатель 67 золотых, 22 серебряных, 12 бронзовых медалей чемпионатов Мира, Европы и Гран-При ФАИ.
Светлана завоёвывала награды чаще, чем кто-либо из коллег. Также, она была лучшей среди женщин на Всемирных Авиационных Играх 2001 - абсолютный чемпион среди женщин в 1997 и 2001 гг.

Светлана замужем, у нее сын и дочь. Дети уже сейчас хотят летать, как их мама.
"После рождения Пересвета (сына), недельки через две-три, я пошла в спортзал. С ужасом узнала, что не могу ни подпрыгнуть, ни перекувырнуться, ни присесть. Не понимала, как можно в одночасье потерять спортивную форму. Потом восстановилась, это произошло как-то само собой".
Через полгода после рождения сына Светлана в очередной раз завоевала звание абсолютной чемпионки.

"Пока душа поет и летается - буду летать. Не почувствую радость от полета - закрою фонарь и уйду. Но думаю, это произойдет прозаичнее - из-за отсутствия самолета. Ну а форм саморазвития много. Работа над собой - это и есть главное, зачем мы приходим на землю".