Как появились кентавры. Кто такой кентавр. Как выглядит кентавр

  • 06.06.2024

Существует немало вариаций его внешнего вида. Кентавр мог быть и крылатым. Во всех этих случаях он оставался человеком-лошадью.
Образ кентавра, видимо, возник в Вавилоне во 2-м тысячелетии до н. э. Кочевники касситы, пришедшие в Месопотамию из Ирана около 1750 года до н. э., вели ожесточенную борьбу с Египтом и Ассирией за владычество на Ближнем Востоке. По границам своей империи касситы воздвигали огромные каменные изваяния богов-хранителей, среди них - кентавров. Одно из них изображало крылатое существо с лошадиным туловищем, двумя лицами - человеческим, глядящим вперед, и драконьим, обращенным назад, и двумя хвостами (лошадиным и скорпионьим); в руках - лук с натянутой тетивой. Другой известный монумент - изваяние классического кентавра без крыльев, с одной головой и одним хвостом, готового выстрелить в противника из своего лука. Разумеется, то, что касситы изображали кентавра в своих скульптурах, вовсе не означает, что они же его и придумали, но, поскольку империя касситов прекратила существование к середине XII века до н. э., можно с полным правом утверждать, что история кентавра насчитывает более трех тысяч лет.
Появление образа кентавра говорит о том, что уже во время касситов лошадь играла важную роль в жизни человека. Древнейшее упоминание о лошади - «осле с запада» или «горном осле» - мы находим на глиняной вавилонской табличке, датируемой 2100 годом до н. э. До того, как лошадь стала на Ближнем Востоке спутником человека, прошли века. Возможно, древние земледельцы воспринимали всадников на лошади целостным существом, но, жители Средиземноморья, склонные к изобретению «составных» существ, придумав кентавра, таким образом, отразили распространение лошади.

Кентавры - возможные мутанты древнего мира.

Вероятно касситы, имевшие обширные торговые связи, принесли кентавра в микенскую цивилизацию, также исчезнувшую к середине XII века до н. э. С Крита он попал в Древнюю Грецию. Изображение битвы Тесея с кентавром на амфоре VIII века до н. э. указывает на то, что к этому времени греки уже успели развить мифологию, вобравшую в себя микенских героев.

Кентавры в греческой мифологии имели лошадиные уши, грубые и бородатые лица. Как правило, они были обнажены и вооружены дубиной, камнем или луком.
Согласно поэме «Пифиане» Пиндара V век до н.э. , кентавры считались потомками – прямыми или через их общего предка Кентавра - фессалийского царя племени лапифов титана Иксиона, сына бога Ареса, и тучи, принявшей по воле бога Зевса облик богини Геры, на которую покушался Иксион и титаниды облаков Нефелы.
По фессалийским сказаниям в изложении Лукана (I век н.э.), Нефела родила кентавров у подножия Олимпа в Пелефронийской пещере. Диодор Сицилийский (I век до н. э.) приводит в «Исторической библиотеке» существовавшие в его время взгляды, что кентавры были воспитаны на п-ове Пелион нимфами и, возмужав, вступили в связь с магнессийскими кобылицами, от чего родились двуприродные кентавры или гиппокентавры. По другому мифу, с магнессийским кобылицами вступил в связь потомок Аполлона, Кентавр.


Бой кентавра с лапифом, метопа с Парфенона украденная англичанами.

Плиний (ок. 23–79 н.э.) в «Естественной истории» писал, что видел гиппокентавра, законсервированного в меду и присланного из Египта в дар императору.
«Цезарь Клавдий, брат Калигулы, пишет, что в Фессалии родился и в тот же день умер гиппокентавр, и в правление этого императора мы видели, как подобное существо было доставлено в меду из Египта».


В «Одиссее» описана история о том, как кентавр Эвритион, приглашенный на свадьбу грека Пейритоона из племени лапифов, напился вина и попытался обесчестить невесту. В наказание ему отрезали уши и нос и вышвырнули вон. Кентавр призвал своих собратьев к отмщению, и спустя некоторое время произошла битва, в которой кентавры потерпели поражение.

Греки, разводившие и любившие лошадей, были хорошо знакомы с их нравом. Не случайно именно природа лошади ассоциировалась у них с непредсказуемыми проявлениями насилия у этого, в общем и целом положительного существа. Греческий кентавр - практически человек, однако его поведение разительным образом меняется под воздействием вина. Гомер пишет: «Именно вино повинно в бесчинствах, которые известный кентавр Эвритион учинил во дворце великодушного Пейритоона в Лапифе. Его разум взбесился от опьянения. И в ярости своей натворил он много бед в доме Пейритоона. С тех пор, продолжается вражда между людьми и кентаврами. И он был первым, кто ощутил на себе зло пьянства».
Кентавр был популярным героем росписи ваз. Его художественное воплощение зависело от того, какой кентавр был изображен на вазе. Два самых «цивилизованных» кентавра - Хирон и Фолос - обычно изображались с ногами человека, в то время как вся задняя часть их тел оставалась лошадиной. Хирон, почти всегда одет, у него могли быть человеческие уши. Фолос, напротив, чаще всего предстает обнаженным и непременно с лошадиными ушами.


Хирон - воспитатель известнейших героев Эллады.

Кентавра, как правило, изображали обнаженным, с мужскими или конскими гениталиями одновременно и непременно с бородой. Образ кентавра, безусловно, не был общим для всей Греции: в континентальной ее части кентавров изображали с всклокоченными длинными волосами, а в Ионии и Италии - с короткими. Эти существа не обязательно имели при себе лук - чаще бревно или булыжник. Классическим можно назвать изображение смерти Каинея в битве при Лапифе: кентавры погребают умирающего героя под горой бревен и камней.

Кентавры жили в горах Фессалии вплоть до того дня, когда они потерпели поражение от лапифов и Геракл рассеял их по всей Элладе. Большая часть кентавров, согласно трагедии Еврипида «Геракл» (416 г. до н.э.) была перебита Гераклом. Те, кто спаслись от него, заслушались сирен, перестали есть, и умерли от голода. Кентавр Несс, согласно Софоклу, сыграл роковую роль в гибели Геракла. Он попытался похитить жену Геракла Деяниру, но был сражён стрелой с ядом Лернейской гидры. Умирая, Несс решил отомстить Гераклу, посоветовав Деянире собрать его кровь, так как она якобы поможет ей сохранить любовь Геракла. Деянира пропитала ядовитой кровью Несса одежду Геракла, и он умер в страшных мучениях.

Наряду с кентаврами мужского пола в греческих преданиях иногда описывались кентаврисы. Их образ довольно редко встречается в мифах и живописи, и то, они чаще характеризуются как нимфы. Немногие авторы, упоминающие о существовании кентаврис, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно. Наиболее известной кентаврисой была Гилонома, жена кентавра Киллара.
Споры о происхождении слова «кентавр» никогда не утихали. Оно могло произойти от древнегреческих «кентео» - «охотиться, преследовать» и «таврос» - «бык».
Скорее всего, смысл значения слова кентавр – погонщик быка - этакий ковбой древности.

Закрепление кентавра в качестве одного из зодиакальных символов сыграло свою роль в том, что память о нем сохранилась и в средневековье. В бестиариях образ онокентавра, человека-осла, однозначно связывали с дьяволом. Средневековый кентавр всегда изображался облаченным в тунику или плащ и непременно держащим боевой лук в руках. Таким его можно увидеть на гербе английского короля Стефана I. Существуют и изображения кентавра с человеческими руками, неуклюже стоящего на единственных задних лошадиных ногах.
В «Божественной комедии» Данте встречаем Хирона, Нессоса и Фолоса в седьмом круге ада, где они сбрасывают в реку из кипящей крови души насильников.
В кентавре Шекспира возрождается греческий образ этого существа - угроза общественному порядку.
В XIX веке образ кентавра привлек к себе еще больший интерес в литературе и искусстве. Гете сделал Хирона одной из центральных фигур в описании Вальпургиевой ночи в «Фаусте».

Современная фантазия

Кентавра изображали на своих полотнах и в оккультурах Боттичелли, Пизанелло, Микеланджело, Рубенс, Беклинг, Роден, Пикассо и многие другие. Ему посвящено множество литературных произведений и научных трудов. В XIX веке кентавр также не остался забытым.



Фотоприкол

Кентавр - необычное, парадоксальное существо, неразгаданная тайна природы. Именно природы - сейчас мы можем утверждать это с абсолютной точностью. В течение долгого времени ученые не располагали более или менее достоверными доказательствами реальности существования кентавра. Ошибочно считалось, что это сугубо мифологический персонаж, которого в природе нет, и не было никогда.
Тогда странно, что вымышленное существо так часто упоминалось в различных литературных источниках, и изображалось скульпторами и живописцами.

Недавно сторонники версии о реальности кентавров получили неопровержимые доказательства своей правоты. Археологические раскопки близ Эль-Аюма (Сахара Западная) рассеяли тайны и домыслы - там было обнаружено более десятка скелетов кентавров, многие из которых довольно хорошо сохранились. Профессор Калифорнийского института естествознания Дж.Р.Р.Эпштейн по методу профессора Герасимова восстановил внешний вид кентавра.

Размеры кентавра отнюдь не гигантские: в холке - около метра, от передних копыт до макушки - примерно метр восемьдесят. Объем мозга несколько меньше, чем у человека, но больше чем у шимпанзе и гориллы. Большой интерес у исследователей вызвал вопрос, как располагались внутренние органы в двух полостях. Оказалось, что вся верхне-передняя (человекоподобная) часть была заполнена органами дыхания. Мощные легкие с большими бронхами делали кентавров необычайно выносливыми, кроме того, очевидно, кентавры были весьма громкогласны, а следовательно, и тугоухи. В нижне-задней части сразу за средним поясом конечностей, оберегаемое ключицами и лопатками, находилось огромное сердце. За сердцем - объемный желудок и длинный кишечник, что указывает на то, что кентавры питались преимущественно травой. По бокам, возле ребер, кентавры имели воздушные пузыри, подобные тем, что есть у птиц. Во время вдоха они заполнялись воздухом, чтобы потом, во время выдоха, наполнить этим воздухом легкие. Таким образом, кентавры были единственными млекопитающими с двойным дыханием.
Классифицировать кентавра оказалось чрезвычайно сложно. Скорее всего, это особый класс шестиногих позвоночных типа хордовых тупиковая ветвь. Доисторические предки кентавров, очевидно, обитали в лесах, передвигались на всех шести конечностях и были куда более медлительными. Выглядели протокентавры (Protocentaurus vulgaris) иначе: конечности были короткие и неуклюжие, передняя часть совсем не напоминала человеческую. Жили они в берлогах и были всеядны. Однако, с изменением климата протокентавры сделались степными животными, что потребовало от них более высокой скорости передвижения. При этом передняя часть тела оторвалась от земли и облегчилась, а задняя наоборот, сделалась более массивной, средние и задние конечности заметно вытянулись. Далее, в процессе эволюции задняя часть тела все более напоминала лошадиную, так как условия обитания и образ жизни кентавров были абсолютно такими же, как у диких лошадей. Передняя же часть, облегчившись и став вертикальной, высвободилась для полезного труда, передние конечности постепенно стали напоминать человеческие руки. Труд сделал из протокентавра - кентавра настоящего.

Остается загадкой, были ли кентавры разумными. Мифология говорит "Да", но наука не обладает достоверными данными на этот счет. К сожалению, загадка это неразрешима, так как все кентавры уже вымерли. Можно предположить, что повинны в этом люди. Многие литературные источники - например, миф о Лапифе - повествуют о вражде людей и кентавров. Очевидно, громоздкие и неповоротливые, кентавры не выдержали конкуренции с ловкими и мобильными людьми. Предположительно, уже в первом тысячелетии до нашей эры кентавры были полностью вытеснены с территории Древней Греции и из Европы вообще. Ушли они и из Азии и их загнали в пески Сахары, тем не менее, уменьшающиеся группы кентавров могли просуществовать до первых веков нашей эры

Для любителей – баран с человеческой головой и гигантская лошадь.

Принято считать, что кентавр являлся мифологическим существом, придуманным древними греками. Представлял он собой гибрид человека и лошади. Туловище лошадиное, а вместо шеи и головы с гривой над ним возвышался человеческий торс. Обитало это существо в гористой и лесной местности. Отличалось несдержанным и буйным характером. Часть этих существ относилась к людям враждебно, а другая, наоборот, во всём помогала человеку.

Откуда возникли легенды о столь оригинальных мифологических существах? В глубокой древности жители Средиземноморья не умели ездить верхом. Они передвигались на колесницах. Те были главной ударной силой древних армий. Надо сказать, что с точки зрения тактики колесница гораздо эффективнее всадника. Но это слишком дорогое удовольствие. Поэтому по прошествию столетий конные соединения вытеснили запряженные в пару и тройку коней повозки.

В Древней Греции не было всадников на конях. Однако такой способ езды прекрасно освоили кочевые племена. Иногда они подходили совсем близко к границам Эллады. Жители Балканского полуострова, видя людей на конях, принимали их за единые живые организмы. То же самое наблюдалось у индейцев, но только позже на 3 тыс. лет. Когда испанские конкистадоры высадились на американском побережье и сели на лошадей, то коренные жители Южной Америки приняли их за 4-ногих существ с человеческими туловищами. Поэтому можно допустить, что причиной мифов о кентаврах стали кочевые всадники.

Как появились кентавры

Согласно мифологии, загадочные 4-ногие разумные существа начали свой род от царя лапифов (племя, жившее в северной части Фессалии) Иксиона и богини Нефелы. Как уж там получилось - неизвестно, но Нефела родила первых кентавров в Пелефронийской пещере. Правда, богиня была женой фессалийского царя Атаманта, но он никакого отношения к 4-ногим существам не имел.

Появившаяся на свет молодёжь была отправлена на гору Пелион, находящуюся на юго-западе Фессалии. Здесь оригинальных созданий воспитывали нимфы. Когда же те подросли и стали половозрелыми, то вступили в связь с местными кобылицами. В результате на свет появились 4-ногие существа обоих полов и стали воспроизводиться естественным образом

Знаменитые кентавры

Самым знаменитым из кентавров считается Хирон . Примечательно то, что родился он не от таких же, как сам, родителей, а был зачат от любовной связи Кроноса и Филиры. Это были могущественные божественные сущности, но они не состояли в законном браке, а являлись любовниками. Жена Кроноса Рея застала парочку врасплох. Неверный муж схитрил и принял вид лошади, поэтому впоследствии на свет появился гибрид человека с конём.

Ему даровали бессмертие и назвали Хироном. А он, рождённый от порочной связи, отличался необыкновенной мудростью и добротой. Жил на Пелионе, а воспитателями у него были Аполлон и Артемида. Впоследствии он уже сам обучал легендарных героев. Среди них можно назвать Ахилла, Актеона, Орфея и Патрокла. Этот кентавр был близким другом Геракла. Они вместе охотились и жили в пещере. Но однажды случилась трагедия. Геракл случайно ранил Хирона стрелой, причём та была отравлена.

Это обрекло легендарное 4-ногое существо на страшные муки. Но бессмертие не давало найти облегчение в объятиях смерти. Поэтому Хирон отказался от бесценного дара и передал его Прометею. После этого муки закончились. Герой ушёл из этого мира и был помещён богами на небесную сферу в виде созвездия Кентавра.

Второй знаменитостью является Несс . Это сын Нефелы и Иксиона. Он долгое время работал простым перевозчиком на реке Эвен. Путников перевозил через бурный поток прямо на спине за хорошую плату. Однажды к реке подошёл Геракл со своей женой Деянирой. Парочке нужно было переправиться на другую сторону, и они решили воспользоваться услугами перевозчика.

Геракл посадил свою ненаглядную красавицу на спину Несса, а сам бросился в бурный поток и очень скоро оказался на другом берегу. Он оглянулся назад и увидел гнусную картину. Перевозчик не плыл через реку с его супругой на спине. Пленённый необыкновенной красотой женщины, негодяй пытался её изнасиловать. Та отчаянно сопротивлялась и кричала. Геракл снял со спины свой лук и выпустил стрелу в насильника. Та пронзила Несса насквозь. Он упал на землю и умер.

К третьей знаменитости можно отнести Евритиона . Это тоже сын Иксиона и Нефелы. Он любил выпить и обладал вспыльчивым нравом. Однажды в компании себе подобных попал на свадьбу к лапифам. Там было много вина, и 4-ногий гость захмелел. В состоянии опьянения он стал приставать к женщинам, что не понравилось их мужьям. Началась потасовка, в которой люди вступили в бой с кентаврами. В результате Евритиону отрезали уши. Он с позором ретировался со свадебного пира. Впоследствии был убит Гераклом.

Существовали ли кентавры в действительности?

Можно ли допустить, что существа, сочетающие в себе человеческие и лошадиные черты, существовали в действительности? В своё время древнегреческий философ Плутарх заявлял, что однажды пастух принёс ему новорождённого детёныша. Родила его кобыла. Но от матери у него было лишь туловища, а вот голова и руки человеческие.

Плутарх был серьёзным философом. Он написал более 80 сочинений, касающихся самых разных сторон жизни. Однако этот человек очень любил юмор и хорошую шутку. Так что вполне можно допустить, что рассказ о необычном малыше относился как раз к этой области.

А вот римский философ Тит Лукреций попытался обосновать нереальность существования человеческих и лошадиных гибридов. Он утверждал, что лошади живут гораздо меньше людей. В 3 года животное превращается во взрослого коня, а человек в это время представляет собой лепечущего младенца. В 20 лет у человека наступает самый расцвет физических сил, а конь становится жалкой старой клячей. То есть налицо несовместимость биологических возрастов. Следовательно, подобное существо не могло жить в природе.

Нам же остаётся констатировать, что кентавр порождён богатым воображением древних людей. Это создание обитало лишь в мифах, но никогда не ходило по земле. Однако нужно отдать дань уважения тем, кто придумал столь оригинальное существо, наделил его разумом и заставил совершать множество добрых и злых дел .

Согласно древнегреческой мифологии, первые кентавры были детьми богини Нефелы и царя фессалийского племени лапифов. Нефела родила своих 4-ногих детишек в недрах Пелефронийской пещеры. Как могли появиться на свет полулюди-полукони, неизвестно, поскольку и любовник Нефелы – царь лапифов, и законный супруг – царь Фессалии Атамант, имели вполне человеческий вид и происхождение.

Как бы то ни было, по новорожденных кентавриков отправили на фессалийскую гору Пелион и приставили к ним нимф в качестве воспитательниц. Повзрослев, ребята решили продолжить свой род и, недолго думая, вступили в связь с местными кобылицами. Те родили новых кентавров, и мифологических существ продолжилась.

Научная версия

Ученых мифологическая версия возникновения кентавров не устроила, поэтому они начали искать собственный источник легенды. И, как водится, нашли. Средиземноморские народы практически никогда не ездили верхом, предпочитая колесницы. На колесницах они путешествовали, воевали и ездили в гости друг к другу. Проезжая по неподалеку от гористых местностей, эллины видели странные силуэты полулюдей-полуконей: это были всадники, представители кочевых племен.

Почти через 3 тысячи лет после появления древнегреческих мифов подобные же впечатления пережили индейцы, увидевшие испанцев на конях. Они решили, что их посетили неведомые боги и начали поклоняться слившимся воедино полулюдям-полуконям. Правда, поклонялись индейцы конкистадорам недолго: до того времени, как поняли, что неведомые боги прибыли с целью уничтожить самих индейцев, отобрать их золото и занять их земли.

Кентавры в исследованиях древних ученых

Уже в древности ученые поставили под сомнение факт существования кентавров. В сочинениях известнейшего ученого Плутарха упоминается о том, как пастух принес однажды философу непонятное существо: новорожденного жеребенка с человеческими головой и . По словам философа, жеребенок был рожден на свет кобылой. Надо сказать, что Плутарх очень любил подшутить над современниками и потомками, поэтому появление на свет неведомого существа вполне могло оказаться розыгрышем философа.

Римский ученый Тит Лукреций не верил в кентавров и старался обосновать свое неверие. Он утверждал, что возраста людей и лошадей не совпадают, поэтому получеловек-полуконь существовать не может. В то время, когда конь превращается в полностью взрослую особь, 3-летний человеческий детеныш пребывает еще в младенческом состоянии. Именно несовпадение биологических возрастов и послужило Титу Лукрецию доказательством невозможности существования кентавра.

Кентавры в греческой мифологии — дикие смертные существа с головой и туловищем человека на теле лошади, обитатели гор и лесных чащ, сопровождают Диониса и отличаются буйным нравом и невоздержанностью. Предположительно, кентавры первоначально были воплощением горных рек и бурных потоков. В героических мифах одни кентавры являются воспитателями героев, другие — враждебны им.

Слово «кентавр», или латинизированный вариант — «центавр» (лат. centaurus), традиционно возводится к словообразованию, состоящему из двух греческих корней: kenteo — колоть и tauros — бык.

Кентавры считались потомками Иксиона и Нефелы — или прямыми, или через общего для племени предка Кентавра, ожеребятившего магнесийских кобылиц. Некоторые рассказывают, что кентавры были воспитаны на Пелионе нимфами и, возмужав, вступили в связь с кобылицами, от чего и родились двуприродные кентавры.

Некоторых кентавров выводили из этого генеалогического ряда, вероятно, чтобы облагородить их. Так, Хирон считался сыном Зевса и кобылицы Филиры, Фол — сыном Силена. Иногда кентавров считают потомством Посейдона, что находит объяснение в мифологическом прошлом этого божества, тотемически связанного лошадьми и имевшего коня атрибутивным животным.

Обычно кентавры показываются дикими и несдержанными существами, в которых преобладает животная природа, но известны и мудрые кентавры, в первую очередь, Фол и Хирон, друзья и учителя Геракла и некоторых других героев.


Кентавриды (лат. Centaurides, в просторечии кентаврицы) редко встречались в живописи и мифах, играя в основном роль эпизодических персонажей, и зачастую путались с нимфами. При этом, немногие авторы, упоминающие о их существовании, описывали их как созданий прекрасных физически и духовно.

Наиболее известной кентавридой является Гилонома, жена Киллара (Циллара). Она единственная женщина из рода кентавров, которая побывала на свадьбе Пирифоя, где она потеряла мужа, а затем покончила с собой от горя.

Чаще всего кентавр изображается как конь, на месте шеи которого размещается человеческий торс, хотя в средние века случались казусы: на гербах кентавры иногда изображались без передних ног, а на иллюстрациях превращались в коней с человеческой головой или вовсе в простых людей. Кентавр имеет лошадиные уши, лицо его грубое и бородатое. Как правило, кентавр обнажен и вооружен бревном, камнем или луком. На особо древних изображениях кентавр наделен одновременно человеческими и конскими гениталиями.

По-особому изображали древние греки двух самых мудрых кентавров — Хирона и Фола. Обычно их передние ноги были человеческими, что подчеркивало их цивилизованность, при этом вся задняя часть тела оставалась лошадиной. Хирон почти всегда был одет, часто имел человеческие уши. Фол, напротив, обычно обнаженный и только с лошадиными ушами.


Кентавры жили они в Фессалии, питались мясом, пьянствовали и славились буйным нравом. Кентавры без устали сражались со своими соседями лапифами, пытаясь похитить для себя жен из этого племени. Побежденные Гераклом, они расселились по всей Греции.

Кентавры смертны, бессмертен был только Хирон, сын Филиры, дочери Океана, и титана Кроноса, втайне от Реи сочетавшихся браком. Застигнутый к момент страсти женой Реей, Кронос принял вид коня, и Хирон родился с телом и ногами лошади, но с человеческой головой и руками. Необычное происхождение объясняет мудрость Хирона, который, в отличие от всех кентавров, был искушен в музыке, медицине, охоте и военном искусстве, а также славился своей добротой. Он дружил с Аполлоном и воспитал ряд греческих героев, в числе которых были Ахилл, Геракл, Тесей и Ясон, обучал врачеванию самого Асклепия. Хирон был нечаянно ранен Гераклом стрелой, отравленной ядом лернейской гидры. Страдая от неизлечимой раны, кентавр жаждал смерти и отказался от бессмертия в обмен на освобождение Зевсом Прометея. Зевс поселил Хирона на небе в виде созвездия Кентавра.


Кентавры - великолепные существа. От талии они выглядят подобно мускулистым гуманоидам. Их островерхие уши намекают, чтобы они были как-то связаны с эльфами. От талии вниз, однако, они имеют тела лошадей. Гуманоидная кожа кентавра - обычно бронзовая от многих часов на воздухе. Их конская шкура очень разнообразна цветом и видом, как и у любой обычной лошади. Качется, много различных разновидностей существ сочетают в себе две или более разновидностей, но немногие из них столь же красивы, благородны и изящны, как кентавры.

Кентавры - обычно благородный и приветливый народ. Они предпочитают придерживаться других своего вида, но не боятся общаться и с другими расами.

Главная цель большинства кентавров состоит в том, чтобы жить в гармонии с их лесным домом. Они необразованы, но немногие знают больше них о лесных тропах. Они гораздо больше заботятся о диких местах, в которых они живут, чем о том, чтобы кто-то может когда-то написать в какой-то старой книге.


Кентавры созревают рано и живут короткой, но счастливой жизнью. Подобно лошадям, они могут ходить с рождения, хотя сначала и неуверенно. Они рассматриваются как дети только два года, после чего они являются подростками еще три года. Как только они достигают пятилетнего возраста, кентавры считаются полностью взрослыми. В среднем кентавры живут около 40 лет, хотя некоторые, как известно, достигали зрелого старого возраста в 60 лет.

От их груди до задней части их огузков полностью выросшие кентавры имеют размер от шести до восьми футов. От их передних копыт до макушки они от семи до восьми футов ростом. Кентавры весят где-то от 950 до 1200 фунтов.

Кентавры рассматривают себя благородными стражами леса. Они - королевская власть леса. Из-за этого они беспокоятся о защите своих домов и чувствуют ответственность за защиту существ, с которыми они разделяют эти места.

Мужчины-кентавры проводят почти все свои часы бодрствования охотясь или патрулируя свои земли, зорко наблюдая за любыми чужеземцами, которые могут вторгнуться на их территорию и нанести вред лесу. Если кентавры полагают, что их «гости» действуют из простого невежества или небрежности, они предупреждают незнакомцев, чтобы те изменили свой путь. Но если кентавры видят людей, действующих злонамеренно против их народа или леса, благородные существа атакуют без предупреждения и без милосердия.

Кентавры верны в жизни. Как только они поклянутся друг другу, они всегда преданны, даже если один из пары умирает. Развод неизвестен среди этого народа.

Молодых кентавров поощряют играть свободно, и они главным образом так и делают, бегая по диким лесам, которые представляет собой их дом. По мере вырастания кентавров на них постепенно возлагается все больше обязанностей племени. Когда кентавр достигает пятилетнего возраста, он официально становится взрослым, и племя устраивает большой праздник. Кентавры собираются с окрестностей на мили вокруг, чтобы есть, пить и участвовать в бегах.

По мере того как кентавры становятся старше, они начинают замедляться. В конечном счете, когда приходит их черед умереть, они уходят в лес и умирают мирно и скрытно, оставляя свои тела существам леса, также, как они использовали многих таких существ в течение своей жизни.

Вне племени большинство кентавров работает в одиночку, уверенные в своей способности справиться с большинством ситуаций. Они часто счастливы объединиться с бандой авантюристов, особенно если в ней есть какие-либо эльфы. Они знают, что они неискушенны в путях цивилизации, и всегда счастливы иметь руку помощи в таких ситуациях.


Кентавры предпочитают использовать большие дубины, тяжелые копья и могучие композитные длинные луки. Они также носят специализированную попону кентавров, которая является комбинацией стандартного доспеха и стандартной попоны.

Кентавр — это диморфическое существо, представляющее собой гибрид человека и лошади. Наиболее ярко оно представлено в древнегреческой мифологии, которая дает большую часть сведений о полулюдях-полуконях. Именно из этих сказаний кентавр перешел на экраны фильмов и страницы художественных книг, превратившись в знаменитого персонажа современного фэнтези. Тем не менее изначально кентавр был придуман вовсе не греками.

Общее описание

Обычно кентавры — это могучие создания с крепким мускулистым телом, обитающие в горах или лесных чащах. Традиционным оружием полулюдей-полуконей считается лук, однако в древнегреческой художественной культуре гораздо чаще попадались изображения с булыжником или бревном.

Эти создания символизируют дикость и буйство, но в целом являются положительными персонажами. Черты характера кентавров так же персонализированы, как и у людей. Некоторые герои наделялись особыми качествами и благородным происхождением. Таким был, например, знаменитый Хирон — учитель Геракла. В мифической литературе немало и отрицательных персонажей-кентавров (Хомад, Деянир, Несс и др.).

Происхождение кентавра

Когда впервые возник образ кентавра, достоверно не установлено. Однако известно, что в мифическую культуру Древней Греции это существо было привнесено жителями Крита. Последние же узнали о кентаврах от касситов, которые общались с микенами в торговых целях.

Древнейшие исторические свидетельства о полулюдях-полуконях восходят ко II тысячелетию до н. э. Предполагается, что образ кентавра сформировался в период между 1750 и 1250 годами до н. э. на территории Ближнего Востока.

У касситов (кочевого племени, чей образ жизни был сильно связан с лошадьми) это создание символизировало языческое божество-хранителя, оружием которого служили лук и стрелы. Полулюди-полукони высекались на каменных скульптурах. Однако это не доказывает, что касситы впервые придумали кентавра, а не переняли идею у другого народа. Но каково бы ни было происхождение полулюдей-полуконей, настоящее литературное развитие они получили именно в древнегреческой культуре.

Кентавры в древнегреческой мифологии

Как и другие существа древнегреческой мифологии, кентавры имеют свою историю появления. Их происхождение связывают с двумя легендами. Согласно первой кентавры — это смертные существа, рожденные от царя племени лапифов Иксиона и Нефелы (тучи, явившейся правителю в образе богини Геры). По другой версии их потомок был только предком кентавров. Он дал начало новому племени, ожеребятив магнессийских кобылиц.

Некоторые кентавры имели иное, уникальное происхождение. Так, знаменитый Хирон родился от союза титана Кроноса и океаниды Филиры, а Фол был сыном Селена (спутника Диониса) и неизвестной нимфы. Эти кентавры сильно выделялись из своего племени цивилизованностью и образованностью.

Согласно древнегреческим мифам, полулюди-полукони жили в горах Фессалии и входили в свиту Диониса. После битвы с лапифами кентавры были изгнаны из дома и распространились по всей Греции. Позже это буйное племя практически полностью уничтожил Геракл, а выжившая часть попала в плен пения сирен и погибла от голода.

Единственный бессмертный представитель племени — Хирон — был случайно ранен ядовитой стрелой. Жестоко страдая, он добровольно пожелал закончить свой жизненный путь и попросил богов о помощи. В итоге бессмертие Хирона было передано Прометею, а самого кентавра Зевс поместил на небо в виде созвездия.

Внешний вид

Суть кентавра заключается в том, что нижняя часть тела существа полностью аналогична туловищу лошади, а на месте шеи находится человеческий торс. Такой образ соответствует сформировавшемуся в Древней Греции классическому представлению об этих созданиях.

Некоторые более ранние изображения кентавра представляли собой полноценное человеческое тело с задом лошади. Затем передние ноги также стали конскими.

Человеческое тело кентавра на фото различных художественных изображений имеет множество вариаций. Как правило, он лишен какой-либо одежды. Мужчины-кентавры чаще имели грубое лицо, бороду и растрепанные длинные волосы, а на месте человеческих ушей были конские. Благородные представители племени изображались несколько иначе. Так, Хирон имел одежду (тунику) и человеческие уши. Часто этого кентавра изображали с лаврами. Фол также символизировал цивилизованность, но никогда не носил одежду и имел лошадиные уши. В мифологии также известен по-настоящему прекрасный кентавр — белокурый юноша по имени Циллар. У него была не менее красивая жена — Гилонома.

Таким образом, у греков параллельно существовали 2 типа кентавров, которые противопоставлялись друг другу. Большинство этих созданий олицетворяли животную природу, и лишь малая часть была покровителями людей. Эти различия были отражены как в литературном описании героев, так и в их художественных изображениях.

В современном фэнтези существует множество вариантов образа кентавров, которые зависят исключительно от фантазии авторов.

Характер и качества

С одной стороны, кентавр представлял собой существо, застрявшее между человеческим и животным мирами, а потому склонное к дикости, буйству, плотским страстям и насилию. Такой образ, вероятно, сложился на основе близкого знакомства греков с лошадиным нравом. Особо сильное впечатление на кентавров оказывал алкоголь, пробуждавший неистовство их природы. Показательным примером этого служит знаменитая битва людей-полуконей с лапифами.

Однако в греческой мифологии существовал и благородный образ кентавра. Это были образованные, наделенные мудростью создания. Такие кентавры были больше исключением из своего племени, нежели правилом. Самым знаменитым из них был Хирон, которому даже приписали иное происхождение и наделили бессмертием.

Двойственность природы кентавра вероятно уходит корнями еще в представления касситов. Последние иногда изображали это создание с двумя головами, одна из которых была человеческой, а другая — драконьей.

Кентавриды

Кентавридами называли кентавров-женщин. В мифологической литературе они упоминались очень редко и по большей части были второстепенными эпизодическими персонажами.

Кентавриды являли собой гармоничный образ внешней красоты и прекрасных душевных качеств. Самой известной представительницей этих созданий является Гилонома, которая присутствовала при самом эпичном событии, связанном с кентаврами — битве против лапифов. В этом сражении погиб возлюбленный муж кентавриды — Циллар. Он умер прямо на руках у своей супруги. Не выдержав горя, Гилонома покончила с собой, проткнув себя тем же копьем, которое убило ее возлюбленного.