Йога, как учение о духовном самосовершенствовании человека. Школа индийской философии йога Йога как философское и культурологическое учение

  • 16.03.2024

Внимание!

Если вы видите это сообщение, то у вас в браузере отключен JavaScript . Для корректной работы портала вам необходимо включить JavaScript . На портале используется технология jQuery , которая работает только при условии использования браузером этой опции.

Цель и философия Йоги

Человек , не удовлетворенный современными изобретениями и знанием бесчисленных тайн природы, неустанно занят поиском цели в других плоскостях. Когда человек наблюдает за чудесами природы сквозь призму загадочного атома, являющегося кирпичиком мироздания, когда он видит, как движутся, отделяясь друг от друга и сталкиваясь друг с другом бесчисленные звезды и планеты, то полностью осмыслить все это непредставляется возможным. И на этот усталый рассудок, взирающий на галактики в космическом пространстве, в котором наша планета - всего лишь маленькая песчинка, наваливается усталость, разочарование и жалость.

Человека не удовлетворяет деятельность его интеллекта , так как эта "думающая машина" не дает ответа на такие вопросы, как, например: "Какова цель жизни? ", "Кто я такой? ", "Что ждет меня в будущем? ", "Является ли физическая смерть концом всего? " и т. д. И этот рассудок, который, как хвастливо заявляет человек, знает все, в конце концов не может постичь, где же кончаются галактики, и может только лишь приблизительно установить формы электронов - функционирует в пределах этих двух полюсов макро- и микромиров. За пределами этих миров интеллект человека не может проникнуть сквозь толщу неизветсных ему законов. Глупо заниматься поиском истины с помощью такого несовершенного и ограниченного прибора, каким является интеллект человека , - ему не суждено постичь глубины вечного вопроса о цели жизни.

До тех пор пока ум сосредоточен на внешних объектах, он не может постичь истину или Бога . Ответы на трансцендентальные вопросы даются провидцами и святыми не на основе их рассудочной деятельности или лабораторных экспериментов. Их источником является неведомая, неограниченная мудрость и знания, полученные в результате многих часов безмолвного созерцания, когда рассудочная деятельность прекращается. Постижение Бога или истины происходит только тогда, когда ум и чувства безмолвствуют.

Теперь возникает вопрос: что дает нам такого рода знание? Существует ли Бог? Есть ли жизнь после смерти? Какова цель жизни? Не ставя перед собой какой-либо цели, мы вряд ли сможем ответить на эти вопросы.

Те немногие, кто постигает истину, говорят, что истина освободит нас от наших бед. Когда человек постигает истину , он сталкивается с тем, что по своей природе всегда чисто и совершенно. Причина всех наших бед заключается в страхе смерти, болезней и нереализованных желаний. Когда человек постигает истину или свою истинную природу, он обнаружит, что он бессмертен. Следовательно, он поймет, что смерть ему чужда и у него не будет страха смерти. Когда человек поймет, что он совершенен и безграничен, им не будут владеть эгоистические желания. Таким образом, освободившись от страха смерти, познав свою истинную природу и обнаружив, что царство небесное внутри него, человек испытывает полное блаженство, даже пребывая в физическом теле.

Цель человека заключается в том, чтобы еще при жизни достичь такого состояния, в котором нет места смерти, боли, печали, старости, болезням и перерождениям.

Для того чтобы избавиться от этих бед, различные религии используют различные учения. Многие верующие слепо повинуются служителям культа, не зная ни цели жизни, ни цели религии. Такие люди довольствуются лишь одной верой, точно так же, как и представители верхушки различных вероучений требуют от людей слепо повиноваться им. Если слепые указывают путь слепым, то это приводит к тому, что многие праведные люди сходят со своего истинного пути, так как им недостает веры в теоретическое знание.

Современные верующие и проповедники заняты, скорее, проповедями, а не практикой. Они утверждают, что описанные выше состояния могут испытывать только создатели религии, так как никто не может обрести истинную духовность, до тех пор пока он не достигнет их уровня восприятия. Каждому человеку необходимо самому постичь истину, так как только после этого все его печали и горести исчезнут. Христос сказал: "Если вы будете следовать моему учению, тогда вы будете моими истинными учениками, и вы постигнете истину, и она сделает вас свободными ". (Св. Джон 8:31,32).

Наука Йога дает практический и научно обоснованный метод постижения истины в религии. Подобно любой науке, имеющей свой собственный метод исследования, йога тоже имеет свой метод и заявляет, что постижение истины возможно. Истина открывается только тогда, когда мы выходим за пределы чувственных ощущений и рассудочной деятельности.

Существуют различные разновидности йоги, с помощью которых можно достичь единения с высшим началом. Йога - это наука, с помощью которой человек постигает истину . Целью практики йоги является достижение истины, то есть такого состояния, когда индивидуальная душа отождествляет себя с высшей душой или богом. Для достижения, такого состояния необходимо преодолеть границы индивидуального сознания.

В действительности, дух или чистое сознание является по своей природе целым, неделимым, неподвижным и неизменным, тот же самый дух мы обнаруживаем везде - от минерала до человека. Ибо разум и материя являются отражением духа или чистого сознания, а их творческая сила образует среду, маскирующую сознание, и образует формы из бесформенного духа, превращая бесконечное в конечное в форме самосознания или личности. Дух или чистое сознание никогда не изменяется.

Хотя дух в человеке не так скован разумом и телом, все же существует преграда, препятствующая духу достигнуть своего полного самовыражения. Человек обладает самосознанием. Животные существуют на подсознательном уровне и не обладают таковым. Самосознание - это более высокая степень развития по сравнению с подсознанием. Универсальное сознание - выше самосознания и является высшим уровнем знания. Обладая им, человек отождествляет себя со своей истинной сущностью или самим богом.

По мере развития интеллекта, покров, закрывающий дух, становится тоньше и, наконец, исчезает совсем. Когда это происходит, душа осознает, что она бессмертна и отождествляет себя с Богом. Достижение такого состояния является целью йоги, так же как и целью всех религий. Йога - это научный метод достижения такого состояния, при котором не существует ни двойственности, ни субъекта, ни объекта, когда познающий, знание и познанное сливаются в единое целое.

Такое состояние можно достичь только в том случае, если человек полностью выходит за границы физического тела и разума, являющихся преградой для чистого сознания или божественной сущности. Для того чтобы преодолеть ограничения тела и разума и использовать их в качестве средств достижения цели йоги, последователь йоги подвергает тело и разум жестокой тренировке. Он подробно изучает среды, в которых заключена душа или чистое сознание. Изучение и знание тел и сред, с помощью которых дух выражает себя, является очень важным на этапе, предшествующем изучению духа.

Человек намного сложнее, чем обычно представляют. Человек - это не только физическое тело и разум. Всего в человеке существует три тела. Причем каждое является оболочкой души. Казуальное тело является самым тонким из всех трех тел. Хотя человек обладает всеми тремя телами, обычно он имеет дело с физическим телом . Лишь в очень незначительной степени он имеет дело с астральным телом , особенно во время сновидений и йоговской медитации. После тщательного изучения и установления контроля над тремя телами, человек приходит к самоанализу, пытаясь ответить на вопрос: кто я такой?

Современная психология ничего не говорит об этом процессе самоанализа, с помощью которого можно открыть истину и постичь Бога , то есть такого состояния, когда человек не чувствует ни боли, ни горя, ни превосходства, ни неполноценности, ни своего собственного Я, ни разобщенности.

Такое знание дает ощущение единства со всем миром, и человек уже не воспринимает себя как отдельную личность, он сливается с Богом . Такое состояние дает человеку умиротворение, которое, как сказано в Библии , выходит за пределы понимания. Данное знание - это вершина всем знаниям или Веданта . При достижении такого состояния исчезает различие между познающим, знанием и познанием, так как дух или истинное Я есть самое знание, и внешний мир уже не является источником знания.

Если вы знаете, как много требуется времени, чтобы овладеть теоретическим наследием Веданты , которая озадачивает даже образованных людей, то вы сможете представить, как трудно постичь великую истину "человек - это Бог ", "Я есть Бог ", "Я во всем " и "Все во мне ". Вся философия йоги и Веданты основана на теории единства , его можно достичь с помощью постепенного усовершенствования посредством перевоплощения.

Наша жизнь на этой планете может длиться сто лет, из которых 50 уходят на сон и мечтания. Часть приходится на младенческий возраст, когда человек живет на подсознательном уровне. Когда появляются болезни и приходит старость, психическое состояние человека ухудшается и, раздираемый страхом и надеждой, он практически живет в мире грез. У человека очень мало времени, чтобы понять Бога-Отца и подняться на более высокий уровень бытия. До того, как большинство людей даже смогут поверить в Бога , они умрут. Стоит ли нам полагать, что так как они не могут достичь более высокого уровня бытия в течение их короткой жизни, они навсегда обречены страдать в аду. Есть ли у них возможность достичь вечного блаженства?

Конечно, было бы слишком просто предположить, что Бог - это предприятие по производству людей, выпускающее каждый день новые души, которые он отправляет на Землю, обрекая их на боль и страдание, и в конце концов, посылает их в рай или ад. Если не существует перерождения, какова цель знаний и его институтов, таких, как библиотеки, лаборатории, церкви и храмы? Почему мы не можем жить как животные или бушмены вне современной цивилизации? Почему мы хотим принести мир на нашу планету и ликвидировать страдание путем наших усилий, воли, возможностей, сострадания, богослужения? Если не существует метемпсихозы (переселение душ) на земле после смерти физического тела, то почему бы нам не уничтожить все человечество с помощью новых ужасных бомб? Если бы не было метемпсихозы , человек ничего бы не потерял, если бы мировая война привела к уничтожению мира. На земле не появились бы новые души, и Бог мог бы отдохнуть от своих трудов, так как он бы не мог послать новые души на Землю, загрязненную радиацией, что сделало бы невозможным существование человека, животных и растений.

Для того чтобы ответить на эти вопросы, мы должны признать закон кармы или действия и противодействия, а также закон переселения душ, если мы, конечно, разумные существа. Каждая индивидуальная душа учится путем проб и ошибок и исправляет сделанные ошибки по мере продвижения по пути. Каждое действие, плохое или хорошее, имеет результат, и будущая жизнь человека зависит от того, что он делает в данный момент. Через страдания он узнает все больше и больше с каждым рождением в каждом жизненном цикле. По мере расширения знаний человек хочет знать больше о своем существовании, о Боге и цели своей жизни. Но такие мысли приходят к нему только по мере того, как он постепенно развивается, переходя на более высокий уровень жизненной философии с более низкого уровня, ограниченного мыслями о еде, питье и развлечениях.

Философия йоги не только дает ответы на все вопросы человека, но также предоставляет научный способ преодоления его проблем и страданий. Более того, философия йоги не противоречит никакой религии или вере, и ею может заниматься каждый, искренне желающий встать на путь поиска истины.

Философия йоги - это вовсе не какая-то расплывчатая доктрина. Даже относительно небольшие усилия приведут к значительному расширению знаний, укреплению силы и спокойствия.

    Другие статьи на подобную тематику:
  • Понятие Бога в философии Йоги в статье: Бог в системе Йоги .
  • Точка зверния Религии частично отображено в статье: .
  • Развитие человечества в статье: .
Наименование статьи Автор
Васильев Т. 27884
Психическая энергия и здоровье человека Николай Баныкин 25695
Цель и философия Йоги Свами Вишну-Девананда 14958
Пять самых распространенных ошибок начинающих в йоге Марианна Горошетченко 9726
Отношение и позиция Церкви к Йоге Виктор Сергеевич Бойко 6387
Управление мышлением через Йогу 5992
Восемь ступеней йоги (Айенгар) Джуди Смит 5840
Познание истинного Я – путь к совершенному знанию Рамачарака 5332
Прана – абсолютная энергия Рамачарака 3460
Что такое карма? 2740
Бог в системе Йоги 2436
Состояние внутреннего конфликта и состояние Единства 2154
Йога - современная концепция древнего учения 2118
Айенгар Беллур Кришнамачар Сундарараджа 1900
Йога и бессмертие человека Денис Чичиян 1766
Регулирование режимов повседневной жизни Дэвид Фроули 1742
Эволюция человека и загробные миры Свами Шивананда 1593
Медитация как средство решения проблем Шри Чинмой 1498
Йога - ключ к полной жизни Годфри Девере 1469
Йога универсальный инструмент для души и тела Свами Вишну-Девананда 1414
Основания для занятия йогой Свами Сатьянанда Сарасвати 1366
Отношения между родителями и детьми Свами Праджнянпад 914
Обретение гармонии человеком Свами Праджнянпад 819

Философия Йоги

Страницы:

Йога есть не что иное, как метод объединения тела с духом. Это тот предмет, которым нужно заниматься практически, его нужно испытать самому, только теоретическое знание не подходит для эволюции. Опыт есть непосредственное знание, он действует как толчок для дальнейшего пылкого и энергичного следования этому искусству и науке. Йога это универсальная культура, так как она подходит любому, независимо от возраста, пола или национальной принадлежности.

Базовые принципы Йоги - Яма и Нияма

Мудрец Патанджали в древности сформировал восемь основополагающих принципов, на которых должно базироваться познание самого себя посредством Йоги . Он также называл это поиском души. Большинство людей впервые начинают знакомство с Йогой с Асаны - третей ступени, что является неверным с точки зрения мудреца. Прежде чем подвергать свое тело и сознание воздействию Асаны , будущим йогинам следует понять и принять принциы первых двух ступеней.

Современные люди сегодня вновь приходят к осознанию важности всего духовного. Измученные беспрестанными заботами и стрессами, они просто нуждаются в глотке свежего воздуха, источнике покоя и вдохновения.

И этим источником способна стать философия йоги, позволяющая постепенно открыть истинный путь к освобождению. И осознанию собственной сущности с дальнейшим раскрытием скрытого внутреннего потенциала.

Понимание йоги в философском смысле

Для многих людей философское учение йоги становится невероятным открытием, спасая от постоянных тревог и стрессов, помогая открыто увидеть главное в жизни. Но не нужно думать, что йога сводится к обычному выполнению асан.

В философском смысле она помогает найти кратчайший путь к освобождению, раскрыть собственный потенциал и открыть истинной путь к внутренней сути.

Поэтому основные принципы йоги сводятся к достижению гармоничного слияния души человека с телом. В более глубоком понимании здесь подразумевается единение с Всевышним. В целом, основы йоги не очень систематизированы, а ее отдельные аспекты подробно прописаны в различных древних источниках – Ведах.

И согласно многочисленным источникам, впервые философия, вошедшая в основы йоги, была описана именно в трудах Патанджали. В классическом понимании йога включает две основных категории – Пурушу (дух) и Пракрити (материя). Вместе они позволяют рассмотреть и объединить внешний и внутренний мир каждого человека.

Философская теория йоги отличается многогранностью, а ее главная цель заключается в постепенном достижении состояния Нирваны в виде полного воссоединения с Творцом. В современном мире существует целый ряд различных йогических направлений, способных действенно помочь в достижении Нирваны.

Также стоит отметить, что философское учение йоги действует и в том случае, когда человек имеет в этой области мало знаний или практически не верит в силу учения. А такой подход вполне оправдан для современного человека, который стремится получить больше материального, а не духовного в процессе обучения.

Пуруша и Пракрити

Для тех, кому трудно понять, в чем суть йоги, необходимо изучить различные источники информации и для начала попытаться осознать, что такое Пуруша (дух) и Пракрити (материя). Именно духовная и материальная составляющая являются главной основой всего сущего в мире.

Согласно учению, Пракрити состоит из трех основных сил:

  • покоя – Гуна Саттва;
  • деградации – Гуна Тамас;
  • движения – Гуна Раджас.

А вот истинную сущность духовной составляющей в философии йоги весьма трудно вообразить. У нее нет конкретной формы, а ее расположение находится вне пределов мира материального.

Еще Пуруша обладает настоящим сознанием, а в материи оно полностью отсутствует. А ее воплощением выступает древний бог Иншвара, хотя известны и другие божества.

Изучив основы философского учения, можно осознать единение материального и духовного, образующее на Земле все сущее. И вне рамок пространства и времени, поскольку йога подразумевает непрерывные процессы изменений, происходящие в материальных структурах. А духовная основа остается полностью неизменной, поскольку неподвластна времени.

Но должен сказать, что не у всех людей эта активация происходит быстро. Поэтому для многих йога так и остаётся физическими упражнениями типа утренней гимнастики, которая просто позволяет человеку «хорошо себя чувствовать». Это для тех людей, которые под словом "я" или "себя" понимают своё физическое тело. То есть для тех, кто думает, что он это «кусок мяса с костями и мозгом». И поэтому многие люди так и застревают в йоге. Физическому телу хорошо - и ладненько.

Прозанимавшись такой йогой-зарядкой несколько лет, человек развивает в себе гибкость и определённую ловкость в выполнении асан. В дальнейшем люди часто становятся инструкторами йоги (так как сейчас это выгодно и модно) и продолжают линию «йоги без учения». Поэтому на момент сейчас мы имеем множество йога-школ, в которых инструкторы не знают о йоге ничего! Хотя они великолепно гнутся на коврике в разные позы.

Но я не говорю, что это плохо! Для большинства людей это как раз то, что нужно. Так как далеко не все могут понять йогу как учение. А йога, прежде всего, это учение ! И оно предназначалось для касты воинов (правителей) и брахманов (учителей). Для тех, кто может увидеть в этом учении школу жизни на Земле. Остальные касты могут познавать йогу только как упражнения для физического тела.

Но лично для меня магия началась именно с йоги, поэтому я хочу всем пояснить, что же такое йога, так как этот вопрос мне достаточно часто задают. Можно сказать, что я до сих пор занимаюсь йогой, но уже на её высших ступенях. В моём понимании, магия это так называемая раджа-йога (йога царей или йога избранных). На данный момент существует тысячи различных вариаций йоги. Как в них разобраться?

Йога-сутры Патанджали

Само учение йоги описывается только в одном трактате. Этот трактат называется «Йога-сутры Патанджали». Что это такое? Жил раньше такой мудрец Патанджали (по разным данным было это примерно во втором или в четвёртом веке до нашей эры). Был он мудрецом, который долгие годы изучал ведические писания. И так как эра деградации уже началась, взял он и собрал свои знания для потомков в своей йога-сутре и передал их своим ученикам вместе с комплексом упражнений. Так вот, вся йога там делится на 8 ступеней.

Каждая ступень предполагает прохождение предыдущих ступеней. Первые 4 ступени условно называются хатха-йога. Следующие ступени — раджа-йога. То есть и хатха-йога, и раджа-йога это всего лишь подразделы классической восьмиступенчатой йоги, описанной Патанджали. Все остальные разновидности йоги также являются лишь более мелкими фрагментами классической 8-ступенчатой йоги! За исключением уже явной отсебятины, которая к йоге не имеет ни малейшего отношения. Поэтому для того чтобы понять, можно ли какое-либо направление назвать йогой, нужно прочитать саму йогу-сутру Патанджали.

Ступени йоги

  1. Нияма.
  2. Асана.
  3. Пранаяма.
  4. Пратьяхара.
  5. Дхарана.
  6. Дхиана.
  7. Самадхи.

Первые две ступени Яма и Нияма - это философские жизненные принципы, без утверждения в которых ученик не допускался к следующим ступеням. Самый первый принцип Ямы это Ахимса (непричинение вреда — ни в мыслях, ни в словах, ни в поступках), отсюда вытекает вегетарианство и соответствующее восприятие мира! Это только первая подступень первой ступени, а их там пять.

Только после освоения философии йоги ученик допускался к изучению асан, и только потом ему показывались пранаямы. До следующей пятой ступени ученик мог добраться только через десятки лет. Всё зависело от способностей ученика. Так как йога это «белый путь», помощь ученику была минимальной. Лучшим помощником у белого учителя является палка.

Все ступени, начиная с пятой, это и есть то, что мы называем магией. Но мы занимаемся этим уже в отрыве от тела, а также с помощью телесно-ориентированных практик. Мы можем себе это позволить, так как у нас есть наработки и энергия. Для людей, идущих самостоятельно, такой подход невозможен. Поэтому их путь более долгий и трудный. Однако при всём этом идущие данным путём развиваются более гармонично и правильно, так как они не забывают о своём теле! Поэтому всем магам и эзотерикам я настоятельно рекомендую не забрасывать телесно-ориентированные практики.

Что такое йога? В чем суть ее философии? Каковы ее свойства и источники? Из каких частей состоит ее система? Какова основополагающая цель йоги и каковы средства ее достижения? Как формируется карма? На эти и другие вопросы вы найдете ответы, прочитав данную статью.

В переводе с санскрита «йога» означает «связь». В данном случае имеется в виду связь души с Верховной личностью Бога. Поэтому можно утверждать, что это термин, принадлежащий Духовной Практике.

Йога - это совокупность физических и духовных практик, направленных на развитие человека на всех уровнях: психическом, духовном и физическом.

Философия йоги обладает следующими свойствами:

  • Она духовна, т.е. ориентирована на раскрытие и постижения бытия при помощи осознания независимого и самосущего Духа личности.
  • Этична, т.е. содержит в себе добродетели, главной из которых является ненасилие.
  • Эмоциональна, т.е. учит о любви, доброте и других благодетельных качествах.
  • Практична, т.е.предлагает способы управления телом.
  • Интеллектуальна, т.е. ее методы предполагают использование сил разума, а основные положения обоснованы философскими текстами.

Йога – это одна из ветвей древа индийской духовности, одна из даршан, философских школ Индии. Ее идеи можно встретить не только в других ортодоксальных школах, но и в буддизме, сикхизме, даосизме и многих современных направлениях, «фундаментом» которых является классическая йога.

Источник йоги

Теории и принципы классической йоги, также называемой (царской йогой) были сформулирована Патанджали во втором веке до нашей эры в основополагающем труде «Йога-Сутра», состоящем из 195 коротких «сутр» (афоризмов).

Однако Патанджали не является создателем учения йоги. Истоки ее можно найти в Ведах, древнейших священных текстах Индии. Учение о главных элементах практики и даже сам термин «йога» имеется в ранних , комментариях к Ведам.

Существует мнение, что самой «Йога-Сутры» недостаточно для понимания истинной сути йоги, поскольку этот труд был своего рода памяткой для восстановления хода устных наставлений, которых для потомков оказалось недостаточно в силу того, что возможности пообщаться с настоящим Учителем не было. Именно поэтому существует большое количество учебной литературы, комментирующей «Сутры» Патанджали.


Одна из Сутр мудреца Патанджали

Система йоги

Система йоги тесно связана с системой санкхьи и, по сути, является ее применением в повседневной жизни. Санкхья считает, что в мире действует два начала: материя (пракрити) и дух (пуруша). Также как и йога, она стремится к отвлечению духа от материи.

Система Патанджали делится на четыре части:

  1. Самадмтада. Она посвящена целям и формам йоги, разнообразным методам достижения йоги.
  2. Садханапада. Она включает в себя средства достижения Самадхи. Кроме того, она повествует о четырехсторонней форме страданий и возможностям их прекращения.
  3. Вибхутипада. Состоит из описаний внутренних аспектов йоги и особых, сверхъестественных сил, которые может обрести ученик.
  4. Кайвальяпада. Она содержит в себе описание форм и природы Освобождения.

Восемь средств йоги

Для очищения и просветления йога предлагает следующие восемь средств, составляющих восьмиступенчатую Аштанга-йогу ():

Цель йоги

Йога дарует возможность обретения знания об истинной реальности, которая скрыта от каждой души с момента рождения человека. Целью йоги является всестороннее изменение личности через трансформацию сознания, а также через осознание своей Божественной природы.

Древние мудрецы пришли к мнению, что эта реальность находится не только во всей Вселенной, но и в самой личности (Атман). Упанишады говорят о том, что многоликий мир является проявлением лишь одной трансцендентной Реальности (Брахман). Переживание этой реальности и есть Самадхи – высшая цель йоги.

Пуруша и Пракрити

Пуруша и Пракрити – это две основные категории, в которых заключается все существующее.

Пракрити – это материя, это все, что человек может ощутить или прочувствовать любым другим способом. Это все физические объекты материального мира и его энергетические поля.

Пуруша – это духовная субстанция, вечный Дух. Иными словами, это высшая часть бытия, которую человек не может себе представить. Пуруша, в отличие от Пракрити, обладает сознанием. Кроме того, он не подвержен изменениям. Начинающие йогины иногда путают понятие Пуруши с Богом. Однако эти термины различны по своей природе. Пуруша не имеет никаких личностных атрибутов.

До того, как Пуруша и Пракрити соединились, последняя находится в не проявленном состоянии. Пуруша в человеке представляет собой истинное «Я», его чистое сознание. При этом истинное «Я» неизменно.

Карма и освобождение

Йога может рассматриваться как путь освобождения сознания от ложной идентификации с конкретной физической оболочкой. Иными словами, это открытие духовного зрения, возвращающего «Я» к своей настоящей природе.

Можно также сказать, что йога уничтожает экзистенциальное страдание ума, которое рождается из-за пагубной привычки отождествлять себя как индивида, обособленного от всего остального мира.

Опытные мастера говорят, что вся «Йога-сутра» и комментарии к ней были написаны с целью освещения учения о смысле существования человека, теории освобождения.

Мы уже знаем, что освобождение означает отделение духа от материи (Пуруши от Пракрити). Зачем оно нужно? Дело в том, что люди в обычном своем состоянии ограничивают собственное бытие рамками Пракрити. Именно из-за этого и происходят все наши страдания. Мы начинаем стремиться к постоянному чувству привязанности и удовлетворения, к получению удовольствий, которые всегда заканчиваются. Важно понять, что чем сильнее удовлетворение, тем больше будет разочарование в будущем, а стремление к формам Пракрити обуславливает существование кармы.


Душа, проходящая через круговорот превращений, обречена на страдание

Пока душа погружена в водоворот превращений, она будет вечно страдать.

Стремление к освобождению от этих страданий является высшей формой бытия человека, поскольку тот отрекается от желания достичь чего-либо в материальном мире. В этом случае его карма не создается. Что означает освобождение духа от материи и абсолютное освобождение.

Бог в системе йоги

Священные йогические писания утверждают существование Бога, как верховного «Я», которое является первичной реальностью. Система йоги – теистическая. Она говорит о том, что Богу должно отдаваться большое практическое значение, ибо поклонение Ему является одним из «средств» достижения «сдерживания ума».

Бог – это высшее, всенаполняющее и всеведающее существо, которое абсолютно свободно от любых недостатков.

Две формы образа жизни по йоге

  • Путь «вертикальной йоги» - переход от обычного сознания к Сверхсознанию, способному переживать экстатическую реальность (нирванкальпа-самадхи). Это путь отшельника, санньясина, отрекающегося от материального мира. Сосредотачиваясь на себе самом, он поднимается на более высокие уровни функционирования, обретая высшие уровни сознания и, в завершение пути, покидает тело.
  • Путь «горизонтальной» (интегральной йоги) не предписывает отказываться от мира и рассматривает любой мистический опыт (в том числе нирванкальпа-самадхи), как возможность развития духовных сил и открытия новых горизонтов в материальном мире. Можно сказать, что это путь полного, благого проживания земного существования, который предусматривает построение совершенных отношений с земной реальностью.

В заключение хотелось бы отметить, что, несмотря на то, что йога на протяжении многих тысячелетий развивалась в Индии, она способна даровать освобождение каждому человеку, вне зависимости от расы и верования.

Суть йоги универсальна, ее практики доступны всем людям, а ее цель – основа всеобщего существования.

П онятию «йога» около двух тысяч лет. Однако явление, которое оно означает, сильно трансформировалось за свою долгую историю. Зародившись как философское учение, в современном мире йога стала в первую очередь практикой оздоровления и физического совершенствования . Итак, вот краткая история йоги.

Суть и цель йоги

Освобождение из круга перерождений (Сансары) через осознание своего единства с абсолютом (Брахманом) – такую цель ставили перед собой йоги древности. Для подготовки тела и ума к переживанию высших состояний в йоговском учении со временем появилась составляющая, включающая особые позы (асаны) и дыхательные практики (пранаямы). В наши дни под практикой йоги в большинстве случаев подразумевают именно выполнение таких упражнений.

Современная система йоги помогает выстроить здоровое, гармоничное тело, формируя мышечный каркас, положительно воздействуя на внутренние органы и эндокринную систему. Влияет йога и на состояние ума, помогая человеку стать более спокойным, уравновешенным и устойчивым к стрессам.

Но давайте посмотрим, с чего всё начиналось. Как йога проделала путь от философской доктрины до системы особой физической культуры?

Отшельники, гуру, факиры

Йога как философия появилась не позднее IV века. Этим периодом большинство исследователей датирует создание текста «Йога-сутры» Патанджали. Этот трактат содержит базовые принципы философской школы йоги. Древний текст раскрывает методы работы с умом, способные привести к высшим состояниям сознания. Патанджали не касается физических упражнений. Он упоминает понятие «асана», скорее, в значении положения, подходящего для медитации.

Основы йоговской физкультуры заложил, вероятно, уроженец Восточной Бенгалии Горакшанатх. В XII веке он разработал систему хатха-йоги. Предположительно в XV веке его последователь Свами Сватмарама написал известный трактат «Хатха-йога-прадипика». Этот источник рассказывает об энергетическом «устройстве» человека, описывает 15 асан, несколько пранаям, шаткармы (очистительные практики). Кроме того, он даёт рекомендации по питанию, а также излагает аспекты ямы и ниямы (нормы поведения). На исходе XVII века появилась «Гхеранда-самхита», описывающая уже 32 позы. Тем не менее, физкультура в то время оставалась лишь вспомогательным аспектом йоги.

Сам формат обучения тоже кардинально отличался от принятого сейчас. Обучение было исключительно индивидуальным, и доступ к нему имели, за редким исключением, только мужчины. Строго блюлась парампара – цепь преемственности от учителя к ученику. Самостоятельное освоение учения было невозможным.

В XVIII веке репутацию йоге и её последователям изрядно испортили акробаты и факиры. Это чудо-люди демонстрировали лежание на гвоздях, живые захоронения и чудеса гибкости в индийских деревнях под видом йоговских чудес. Конечно, за вознаграждение, и даже, порой, весьма неплохое, если им удавалось удивить какого-нибудь раджу. Некоторые занимались вымогательством и употребляли наркотики. Такие «йоги» не вызывали доверия ни у самих индийцев, ни у британских колонизаторов. Последние даже отнесли йогов в переписи населения к разряду «разного и подозрительного сброда».

В XIX веке с развитием науки и интереса к «йоговским чудесам» был проведён ряд разоблачающих исследований. Это настроило общественность ещё более скептично. И Запад, может быть, никогда и не познакомился бы с индийской гимнастикой… Если бы – неожиданно – не борьба за независимость Индии.

Гордость нации

Именно ряд активистов устроил переворот в йоге и её тотальный «ребрендинг», в корне изменив негативное и скептическое отношение к практике и её адептам.

Чтобы выдворить из страны британцев, индийской элите нужно было поднять народный дух. Необходимо было искоренить из национального самосознания мысль о превосходстве Запада. С этой целью началась большая кампания по модернизации индуизма. И йога заняла в ней одно из ключевых мест.

Первый значимый вклад в реабилитацию йоги сделал общественный и политический активист Джаганнатх Гун. В 20-е годы он открыл ашрам неподалёку от Бомбея. Там он развернул масштабное экспериментальное исследование йоги. За полвека работы Гуну удалось создать йоге новый облик. Она стала синонимом оздоровительной практики, подкреплённой научными данными и лишённой мистицизма. В центре Гуна не только проводили исследования, но и обучали йоге. Кстати, и тут он совершил переворот, начав принимать на обучение женщин.

Примерно в то же время реабилитация йоги шла в одном из самых прогрессивных индийских княжеств – Майсоре. Его правители играли важную роль в национальном движении. В 1933 году для обучения принцев, которые и прежде практиковали йогу, пригласили нового преподавателя – Тирумалая Кришнамачарью. Он впоследствии разработал свой стиль йоги. По сути, именно его методика положила начало всей современной йоге. Из неё вышли такие базовые современные направления, как аштанга-виньяса, йога Айенгара и некоторые другие.

Кришнамачарья активно популяризировал , однако превратили её в космополитичную дисциплину уже его талантливые ученики.

Как йогу полюбил Голливуд и весь мир

Как ни странно, первую весточку западному миру принесла женщина. (А мы помним, большую часть своей истории йога была доступна лишь мужчинам — прим. авт.) Дочь шведского банкира и русской аристократки Евгения Петерсон покоряла индийскую киноиндустрию под псевдонимом Индра Деви. Когда у неё обнаружили серьёзное заболевание сердца, она отправилась поправлять здоровье в ашрам Гуна. Обучившись у Кришнамачарьи и вдохновившись эффектом, в 1947 году Петерсон отправилась в Голливуд. Так она стала первым «звёздным инструктором».

Однако Индра Деви не спускалась со «звёздного Олимпа», обучая Грету Гарбо и Глорию Свенсон. Так что среди широкой общественности йогу распространил уже другой ученик Кришнамачарьи.

Б. К. С. Айенгар совместил знания, полученные от своего учителя, собственный опыт и достижения медицины, анатомии и физиологии и сформировал собственный стиль йоги. С помощью горячего поклонника йоги американского скрипача Иегуди Менухина Айенгар смог поехать в Европу, где его занятия стали очень популярны, а книга «Прояснение йоги», выпущенная в 1965 году, разошлась по всему миру миллионным тиражом.

Ещё одним звеном этой современной парампары стал Паттабхи Джойс. Созданную им жёсткую, энергозатратную аштанга-виньяса-йогу ждал не меньший успех, чем мягкую терапевтичную йогу Айенгара. После того как первый европейский ученик Джойса написал самоучитель по йоге, упомянув в нём своего преподавателя, в Майсор потянулись сотни европейцев и американцев. В 1975 году Паттабхи Джойс совершил первую поездку по Америке, с которой началась популяризация аштанги по всему миру.

Итак, Запад с восторгом принял индийскую диковину. А вот в Советском Союзе йога воспринималась неоднозначно.

Пранаяма для космонавтов: йога в СССР

Официально индийскую то ли философию, то ли физкультуру на всякий случай не жаловали. Иных пропагандистов даже изгоняли из рядов КПСС и увольняли с работы. Тем не менее, йогой интересовались в высших эшелонах власти и даже пытались применять её методики в космической гонке. Так, в начале 60-х годов для работы с советскими космонавтами пригласили известного йога Дхирендру Брахмачари, который проводил практические и теоретические занятия. В те же годы в СССР приезжала Индра Деви и встречалась с крупнейшими советскими политиками: А.Н. Косыгиным, А.А. Громыко, А.И. Микояном.

Первым популяризатором йоговской физкультуры в стране стал индолог Василий Бродов, попавший в ту самую закрытую группу Дхирендры Брахмачари. Ощутив положительное воздействие упражнений на своё здоровье, Бродов обнародовал целый ряд статей и книг о йоге, выступил в качестве соавтора научно-популярного фильма «Индийские йоги - кто они?», вышедшего в 1970 году.

Сценарий для фильма написал лингвист, специализирующийся на хинди, Анатолий Зубков, который стал первым в Советском Союзе сертифицированным преподавателем йоги. В 60-е годы он отправился в длительную командировку в Индию учить студентов русскому в местном университете. А спустя четыре года вернулся уже с документом на право преподавания йоги. Зубков проводил не только практические занятия, но и лекции, много публиковался.

В 1963 году Геннадий Стаценко основал в Москве школу йогов. Правда, официально зарегистрировать её удалось лишь спустя 15 лет работы. Как и многих других популяризаторов, Стаценко вдохновила поправка собственного здоровья: йога помогла ему избавиться от почечнокаменной болезни.

В начале 80-х годов в прессе мелькали публикации отдельных энтузиастов, например, в журнале «Наука и жизнь» печатался Виктор Воронин, позже написавший собственную книгу по хатха-йоге.

Некоторым любителям йоги всё же не везло. Инженера-изобретателя Яна Колтунова исключили из партии и уволили с работы в 1983 году за то, что он основал в Подмосковье духовно-оздоровительный клуб «Космос», занятия в котором посещали сотни людей.

Зато после Перестройки дела у популяризаторов йоги пошли куда лучше. Тот же Ян Колтунов возобновил работу клуба и даже принялся основывать филиалы в других городах, проводил слёты, активно публиковался. В конце 80-х были созданы Академия йоги, Ассоциация йоги, прошла первая йоговская конференция, гостем которой стал Б. К. С. Айенгар. Тогда же СССР впервые посетил Йоги Бхаджан – известный адепт кундалини-йоги.

Йога в России сегодня

За последние 20 лет в нашей стране появились сотни йога-школ. Индийская физкультура сейчас соседствует с круговыми тренировками и стретчингом едва ли не в каждом фитнес-клубе. А множество видеоуроков позволяет самостоятельно заниматься дома.